Российскую науку зачистят от жуликов с диссертациями

Издание:
Федеральное агентство новостей №1
Дата
16 октября 2014
Автор:
Елена Янкелевич

Члены экспертных советов Высшей аттестационной комиссии (ВАК) написали открытое письмо с требованием к Министерству образования и науки РФ проверить информацию, что якобы в их ряды затесались «мошенники», помогающие стряпать фальшивые диссертации. Ученых особенно возмутило, что список нечистоплотных «создателей» фальшивых докторов наук появился еще в начале года, однако все попавшие под подозрение члены экспертных советов так и не были уволены или отстранены от своих должностей.

«Давая согласие на работу в структурах ВАК, мы ни в коем случае не имели в виду вступать в одну корпорацию с жуликами и фальсификаторами», — заявили авторы письма.

«Диссернет» против фальсификаторов

О том, почему, несмотря на многочисленные разоблачения, авторы ворованных диссертаций и те, кто их покрывает, чувствуют себя так вольготно, Федеральному агентству новостей рассказал один из создателей сообщества «Диссернет», журналист Сергей Пархоменко.

Для справки.

Организация «Диссернет», которая первой опубликовала список подозрительных с ее точки зрения экспертов, известна тем, что проводит экспертизы кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в России в период с конца 1990-х годов, а результаты проведенных исследований предает широкой огласке.

- Расскажите, что это за история с письмом членов экспертных советов ВАК?

- Здесь надо вспомнить вот что. Новые составы экспертных советов были поразительным образом утверждены приказом Министерства образования и науки 31 декабря 2013 года. Зачем надо было издавать этот приказ 31 декабря, это отдельный вопрос, об ответе на который мы можем только догадываться. Тем не менее, все эти составы были 31 декабря утверждены. Еще весной нынешнего года «Диссернет» составил большой отчет о результате своих исследований, касающихся состава этих экспертных советов. Была опубликована моя большая статья, где я излагал эту ситуацию. Ответом на это было заявление Научного совета при Министерстве образования и науки, которое обратилось тогда к г-ну Филиппову – главе ВАК – с требованием отреагировать на эти сообщения и привести в порядок состав экспертных советов.

Г-н Филиппов отреагировал тогда на это очень неожиданно. Он сказал: да, конечно, а что ж они мне об этом не сообщили? Можно подумать, кто-то обязан ему сообщать о том, что и так висит на сайте в открытом доступе, где любой желающий может на это посмотреть. «Пусть они мне пришлют», — заявил Филиппов.

Хорошо. «Диссернет» составил формальную записку на имя Филиппова, эта записка была передана в его приемную и зарегистрирована в канцелярии ВАК. Но мы не получили на нашу записку никакого ответа, и тогда не последовало никакой реакции.

Однако, как видим, научное сообщество не оставило этого без дальнейшего внимания, и дальше последовали требования ученых, последовало письмо, о котором сейчас идет речь, и т.д. Но в основе всего этого большая аналитическая работа, проведенная «Диссернетом», который затем передал информацию представителям председателя ВАК Владимира Филиппова.

В «черных списках» — экономика и право

- Можете назвать имена экспертов, попавших в «черный список»?

- Я не могу вам назвать эти имена, этих имен многие десятки, это очень большое количество людей. Мне на память их не перечислить. Я могу вам сказать, какие экспертные советы были затронуты.

При этом очень важно понимать – в данном случае речь идет не о тех людях, которые украли свои собственные диссертации. В данном случае речь идет о тех людях, которые помогли другим украсть их диссертации. Потому что для того, чтобы что-то купить, нужны две стороны – нужен тот, кто покупает, и тот, кто продает.

Соответственно, поскольку у сообщества «Диссернет» накопилась очень большая база данных о результатах наших экспертиз, — нам очень легко установить эти связи. Нам очень легко по каждой сфальсифицированной диссертации установить – а кто, собственно, был в каждом случае научным руководителем, оппонентом соискателя и т.д. И в тех случаях, когда мы видим, что один и тот же человек много раз является научным оппонентом на защите фальсифицированных диссертаций, это заставляет нас задуматься.

Тут нужно коротко разъяснить, что такое фальсифицированные диссертации. Это диссертации, созданные путем заимствований, причем некорректных, криминальных заимствований из чужих диссертаций. Вопрос не в том, что кто-то кого-то цитирует: цитировать не запрещено. Просто кто-то берет фрагменты чужих диссертаций и скрывает это – не указывает ни ссылок, ни сносок. В таких случаях мы говорим о подобном заимствовании, как о некорректном, криминальном.

Так вот, наибольшее количество людей, которые систематически выступали научными руководителями в диссертациях, созданных таким образом, мы обнаружили, прежде всего, в экспертных советах по экономике, а также в экспертных советах по праву. Как мы знаем, по экономике экспертная комиссия создана, насчет права – нет вообще никаких движений, хотя там, пожалуй, ситуация самая тяжелая, совершенно катастрофическая.

Коллекция фальшивок

- Какой случай воровства диссертации, из тех, в экспертизе которых вы участвовали, кажется вам самым вопиющим?

- Речь идет о тысячах экспертиз, ТЫСЯЧАХ, вы понимаете? Если я буду вам называть фамилии, вы всё равно их не опубликуете. На самом деле всё очень просто. Вы заходите на сайт даблю-даблю-даблю-диссернет-точка-орг, берете большую лопату, и этой лопатой начинаете грести. Там работает поиск. В поисковой строке набираете слово «министр», набираете слово «депутат», набираете слово «губернатор», набираете слово «мэр». И вам выпадает огромное количество фамилий. Там висят замечательные коллекции.

Например, есть коллекция губернаторов разных российских регионов. Но я не могу вам назвать какую-то одну фамилию, потому что этим я обижу тысячи других воров и мошенников. Они очень огорчатся, что я назвал не их.

Поэтому давайте говорить в каком-то общем смысле. А общий смысл такой – у нас есть некоторые отрасли российской науки, которые находятся в катастрофическом состоянии. И по тому, кто вошел в экспертный совет по этим наукам, об этом можно судить. Это, прежде всего, право. Затем – экономика, а также педагогика и социология. Вот в этих направлениях отмечаются самые массовые случаи, когда люди, которые на протяжении многих лет просто занимались торговлей диссертациями, теперь становятся членами экспертных советов.

Два мира – две системы

- В СМИ сообщили, что одному американскому сенатору, у которого обнаружили несколько «заимствованных» страниц в университетском реферате, пришлось уйти в отставку. Почему у нас уличенные в плагиате политики остаются на своих местах?

- Да, было несколько таких историй на Западе. Есть история увольнения министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга; есть история министра образования Германии г-жи Шаван в связи обвинениями в фальсификациях в их диссертациях. Таких ситуаций очень много. Но не в России.

Понимаете, российское общество реагирует на это вполне правильно, российское общество относится к этому достаточно отрицательно. Но у нас, помимо общества, есть еще и государство, а вот государство этих людей систематически покрывает.

Например, государство, правительство Российской Федерации поддерживает режим срока давности для диссертаций (некоторое время назад он был реформирован). Этот режим срока давности является чрезвычайно эффективным способом защиты фальсификаторов ученых степеней. До 1 января нынешнего года срок давности составлял три года, сейчас он составляет десять лет, но для всех тех, для кого срок давности уже истек, для них всех объявлена амнистия. То есть срок давности будет продлен до десяти лет только для новых диссертантов.

И мы знаем о колоссальном количестве случаев, о тысячах случаев, когда то, что диссертация сфальсифицирована, можно считать доказанным, однако сделать с этим человеком ничего нельзя, потому что срок давности прошел. И это уникальная ситуация, поскольку никакого срока давности нет ни в одной другой отрасли права.

Например, если гаишник обнаружит, что ваши права фальшивые, вы же не сможете ему сказать: а я по ним уже три года езжу, поэтому отстаньте от меня, оставьте меня в покое. Фальшивые – они и есть фальшивые – они теперь навсегда останутся фальшивыми. А в науке это не так. Фальшивая диссертация через три года становится как бы нормальной.

И это приводит к тому, что возникают совершенно анекдотичные ситуации. Вот, например, ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) г-жа Федякина – это, между прочим, крупнейший вуз Российской Федерации. По количеству студентов, которые в нем учатся, он больше Московского университета. Так вот, ректор Государственного социального университета была уволена со своего поста в связи с тем, что ее диссертация была признана фальсифицированной. Однако ее диссертация так и не была аннулирована, а Федякина по-прежнему является доктором наук. Потому что уволить ее можно, а аннулировать диссертацию, у которой прошел срок давности, нельзя. И таких случаев предостаточно.

Дело в том, что сообщество «Диссернет», обнаружив сфальсифицированную диссертацию, всегда направляет в ВАК специальное заявление об обнаружении такого нарушения, и почти всякий раз мы получаем ответ, что срок давности истек. Так отвечают и в тех случаях, когда он действительно истек, но иногда и в тех случаях, когда он фактически не истек. Но нам всё равно говорят – срок давности прошел – отстаньте. Ну, потому что апеллировать выше некому – никакой инстанции выше ВАКа не существует. И если ВАК отвечает, что срок давности прошел, остается только заплакать и идти умываться в ванную. Жаловаться на него некому, апеллировать не к кому. Вот такая ситуация.

Так что с обществом всё в порядке, а вот с правительством очень нехорошо. Правительство Российской Федерации некоторое время назад издало очередное постановление, которое подтвердило существование срока давности. В настоящее время в Государственной думе имеется законопроект, поданный четырьмя депутатами во главе с Дмитрием Гудковым: законопроект об изменении этой ситуации – об отмене срока давности. Ну, я бы оценил как невысокие его шансы на то, чтобы быть принятым, имея в виду ту позицию, которой придерживается сегодня российское руководство в этом вопросе. Вот и всё, — отметил один из создателей «Диссернета» Сергей Пархоменко.

Доброй охоты!

В среду в Пресненском суде Москвы состоялось слушание дела о претензиях Владимира Лугина, владельца фирмы, помогающей, по мнению «Диссернета», изготавливать фальшивые диссертации, к сообщившему об этом Сергею Пархоменко и «Эху Москвы». Истец оценил свои моральные страдания в четыре миллиона триста тысяч рублей и дело выиграл.

Правда, суд оценил моральные страдания Лугина несколько дешевле – всего в 20 тысяч рублей. Эту сумму плюс судебные издержки Сергей Пархоменко и должен выплатить.

Решение суда, которое, естественно, будет обжаловано, Пархоменко считает своей победой.

«Дело о «диссертациях под ключ»: конец заговора молчания. … В ходе этого процесса удалось впервые повести прямой и конкретный разговор непосредственно по существу «диссероделательного» бизнеса и того ущерба, который он наносит российской науке и российскому обществу в целом. Решительный шаг сделан. Печать сорвана. Охота пошла всерьез, и ее уже не остановить», - пишет Сергей Пархоменко в своем блоге в «Живом журнале».

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях