Инициатор диссертационного скандала в МГУ: «История с Андрияновым стала последней каплей»

Издание:
Slon.Ru
Дата
22 февраля 2013
Автор:
Вера Кичанова

– Вы уверены, что вас уволили именно за протестную деятельность?

– Да, мы неоднократно общались с деканом мехмата по этому поводу. Когда ИГ проводит акцию, его (или заведующего кафедрой) тут же вызывают в ректорат и там высказывают все по этому поводу. Исполняющий обязанности декана Владимир Чубариков сам сказал мне в неформальной разговоре, что не хочет больше быть мальчиком для битья.

– Как вы узнали о своем увольнении?

– Кафедра направила меня в командировку в филиал МГУ в Астане, где я в течение примерно месяца планировал читать лекции и вести семинары. Я туда до этого дважды ездил. Командировка приходилась на стык февраля и марта. Я просто пошел в начале февраля в отдел кадров, чтобы продлить договор, который истекал в конце февраля, до командировки, и они сказали, что им нужно два дня, чтобы позвонить руководству кафедры, составить бумаги. Через два дня я пришел и мне сказали, что и.о. декана ни в коем случае не хочет продлевать договор. Если бы я сам не пришел, то только в конце февраля меня поставили бы перед фактом, что через несколько дней меня лишают работы. 

– Чье решение, по-вашему, выполнял деканат?

– Скорее всего, противостояние с отдельными проректорами по разным вопросам, которые из-за Инициативной группы и меня, в частности, неоднократно вызывали декана. Можно предположить, что давление было и извне в связи с участием в общегражданских протестных акциях или по реформе образования, но у меня нет этому никаких подтверждений.

– Какую роль сыграла история с диссертацией Андриянова?

– Думаю, она стала последней каплей. А может быть, их напугала идея независимого профсоюза, которую сейчас активисты продвигают в нескольких вузах, в том числе мы продвигаем в МГУ. Может, им не понравилась мобилизация научно-образовательной колонны на «Марше миллионов» – ИГ была одним из ее главных организаторов. В голову к ним не залезешь.

– Почему Андриянова не уволили, когда комиссия Минобрнауки нашла в его диссертациях фальшивые источники?

– Потому что руководство МГУ привыкло при любых условиях до конца покрывать «своих» – тех людей, которые знают об их нарушениях, потому что в случае, если их уволить, они могут раскрыть реальное положение дел в управлении университетом. Поэтому не отказались от Андриянова и Загоруйко, просто их временно спрячут на других факультетах: Андриянова – на химфаке, а Загоруйко – на инязе. 

– Кто такой Загоруйко?

– Михаил Загоруйко – заместитель проректора Черняева, который тоже был пойман на фальшивой диссертации в том же совете, и это не менее темная личность, чем Андриянов. Он непосредственно занимался фальсификацией выборов в МГУ, а когда выпускники собирали подписи против Андриянова, он украл пачку подписных листов прямо в зале. Сейчас из-за скандала с диссертациями его тоже вроде как убирают из ректората, но, правда, убирают временно, предоставляя запасной аэродром и сохраняя все привилегии. Речь идет о предоставлении ему квартиры от МГУ и, возможно, даже сохранении зарплаты в ректорате. 

– Были ли раньше санкции против активистов ИГ?

– Были, но менее серьезные по сравнению с последним случаем. Некоторых из общежития пытались выселить раньше срока. Были звонки на факультеты: ректорат просил руководство факультета разобраться со студентом, который протестует, но факультету это тоже не нужно – он вызовет, пожурит и все. Иногда спрашивают деканат, как студент учится, нет ли у него проблем, нет ли поводов прижать по учебе. Полунамеки из ректората, что со мной такое может произойти, в разные периоды были, но я не думал, что факультет и кафедра в итоге на это пойдут.

– Будете ли вы оспаривать свое увольнение?

– Я консультировался с юристами Конфедерации труда России: преподаватели в принципе не должны быть на срочных контрактах, это само по себе нарушение. В МГУ раньше требовали регистрацию и прописку для оформления на работу, и так как у меня была регистрация на год-два-три, мне каждый раз продлевали договор, а по закону должны были проводить конкурс. Мы рассматриваем варианты подачи иска в суд из-за неправильного оформления трудового договора.

– Чем вы планируете заниматься, если восстановиться в МГУ не удастся?

– Я хочу остаться в сфере науки и образования, хочу преподавать и заниматься исследованиями. Поскольку я до последнего момента надеялся остаться в родном университете, то вариантов не узнавал, а теперь придется искать. Мое положение осложняется тем, что все это происходит в разгар учебного года, а в учебные учреждения обычно все-таки устраиваются летом, перед началом учебного года. 

– Вы думаете, это единичный случай или начало репрессий в МГУ?

– Сложно сказать. Я думаю, все-таки единичный. Ректорат меня почему-то соотносит с Инициативной группой и считает, что если разобраться со мной, то проблем будет меньше, потому что на всех переговорах я говорил от лица активистов, на всех протестах они тоже видели в основном меня. Они считают меня главным организатором. 

Инициативная группа МГУ, в частности, потребовала проверки диссертации экс директора СУНЦ МГУ, доверенного лица Владимира Путина в 2012 году Андрея Андриянова, в которой обнаружили ссылки на несуществующие научные источники. Накануне парламентских выборов 2011 года ее активисты выступали против вступления Студенческого союза МГУ в Общероссийский народный фронт – инициатором вступления был как раз Андриянов, сам бывший кандидатом в Госдуму от «Единой России». Но основная деятельность группы связана с повседневной университетской жизнью: они добивались изменения правил посещения общежитий и предлагали установить велопарковки на Воробьевых горах. 

По словам студента мехмата Александра Костицына, тоже активиста Инициативной группы, формального членства в ИГ нет, при этом она объединяет несколько десятков студентов, аспирантов и преподавателей – в основном тех, кто живет в общежитиях, так как изначально они объединялись против ужесточения правил прохода в общежития. «Лобанов был неформальным лидером Инициативной группы, участвует почти во всех наших акциях, наш деканат постоянно получает из-за него замечания от ректора», – подтверждает Костицын. 

В конце января комиссия Минобрнауки подтвердила, что в МПГУ, где защищал диссертацию экс директор СУНЦ Андрей Андриянов, организовано «поточное производство» фиктивных диссертаций. 

В Минобрнауки отказались комментировать увольнение Лобанова, заявив, что этот вопрос целиком находится в компетенции МГУ. Slon не смог получить комментарий и.о. декана мехмата Владимира Чубарикова: в деканате корреспонденту сообщили, что он находится на заседании у ректора «и будет там еще долго». 

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях