Комментарий «Диссернета» в связи апелляцией А. В. Николаева на экспертизу его диссертации

Дата
3 мая 2014

В «Диссернет» поступила апелляция от Андрея Викторовича Николаева, фигуранта этой экспертизы, бывшего проректора по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию РГГУ. Поскольку автор от переписки с нами отказался, мы считаем себя в праве опубликовать текст его апелляции.

 

«Уважаемые администраторы и редакторы сайта сообщества "Диссернет"! Сегодня, после звонков друзей, увидел опубликованную экспертизу моей диссертации на вашем сайте. В ваших же инструкциях содержатся рекомендации стараться проверять более ранние публикации авторов проверяемых диссертаций в рамках экспертизы, чтобы избежать случаев, когда их, в свою очередь, используют другие авторы в своих диссертациях, защищаемых раньше, чем первоначальный автор выносит на защиту свою диссертацию, где использует тексты своих же публикаций. Неплохо было бы проанализировать на этот счет тексты диссертаций Косянковой Н.А. и Титовой Е.В., сравнив их с моей монографией "Влияние инновационных процессов в высшем образовании на качественные изменения российского человеческого потенциала" 2009 г. (Издательство "Экономика", ISBN 978-5-282-02969-7) и брошюрой "Новые методологические подходы к исследованию человеческого фактора в информационном обществе" 2007 г. (Москва, МИЭМ), а также рядом моих публикаций 2008-2009 гг. в журналах из списка ВАК. Многое станет очевидным. В отношении совпадений с текстами диссертаций Скворцовой В.А., Симоненко В.Д. и Самойлова В.А. очевидно, что большинство совпадений относится к анализу третьих источников и отсылок на исследования третьих авторов. Согласен, что в ряде случаев мной были допущены небрежности в воспроизводстве фраз и формулировок, которые, на мой взгляд, носят общеизвестный и очевидный в контексте рассматриваемой проблематики характер. Однако, при работе над диссертацией я не знакомился с работами указанных исследователей и использовал такие формулировки из массива вспомогательных текстов, собранных в основном на специализированных сайтах, где отсутствовали отсылки к их авторству. В экономических работах на востребованную тематику такая практика является весьма распространенной.

Я понимаю, что дополнительный негативный оттенок в отношении моей работы связан с фамилией моего оппонента Ф.Ф. Стерликова. Но я с ним знаком очень давно и абсолютно не в связи с темой диссертации (а по организационным, административным и общенаучным сюжетам). Поэтому его оппонирование моей диссертации было просто логичным развитием событий.

С учетом изложенного убедительно прошу вас снять результаты экспертизы моей диссертации с вашего сайта. Ведь очень легко смешать человека с известным веществом, а ему потом с этим жить. А если есть сомнения в справедливости сделанного, то должна же быть внутренняя ответственность. Впрочем, смотрите сами, Бог вам судья.

Сразу сообщаю, что от дальнейшей переписки по многим причинам отказываюсь и более уточнять ничего не буду - в том числе потому, что, безотносительно моего контекста, вижу в вашей работе много неконструктива (постарайтесь с уважением отнестись к этому моему тезису).

 

С уважением,

А.В. Николаев

 

P.S. Я уже больше года не имею никакого отношения к РГГУ.»

 

 

«Диссернет», рассмотрев эту апелляцию на свою рецензию, не находит основания для ее удовлетворения, за исключением корректировки биографических данных и внесения в экспертизу развернутого комментария о дополнительных фактах фальсификации научной работы, которые удалось обнаружить в ходе более пристального изучения диссертации А.В.Николаева.

 

 

1. Автор апелляции утверждает, что Н.А.Косянкова и Е.В.Титова, очевидно, списывали с его старых работ. Мы можем поверить в серьезность и искренность такого утверждения А.В.Николаева при условии:

1.1. обращения А.В.Николаева в суд с иском к Косянковой и Титовой в этой связи, и к Министерству Образования, с оспариванием решения о присуждении Косянковой и Титовой ученых степеней;

1.2. поскольку таковой иск будет с неизбежностью отклонен на основании Постановления №842, мы ожидаем обращения А.В.Николаева в Конституционный суд с оспариванием нормы Постановления №842 как препятствующей защите права Николаева на имя и на авторство.
1.3. Мы также ожидаем, что А.В.Николаев, которому, разумеется, не представляет труда указать, с каких именно страниц каких именно его работ списывали Косянкова и Титова, предаст эти сведения гласности для обозрения широкой публики.

 

Без выполнения пп. 1.1-1.3 мы будем убеждены, что А.В.Николаев не отстаивает свое право на имя и право на авторство исключительно потому, что у него нет такого права в отношении фрагментов якобы его работ, попавших в диссертации Косянковой и Титовой.

 

Вне связи с апелляцией, «Диссернет» также сообщает А.В.Николаеву, что по нашему мнению, некто Асаул А.Н. в своей книге 2007 г. совершил масштабное некорректное заимствование из кандидатской диссертации А.В.Николаева 2000 г., с экспертизой которого можно ознакомиться здесь https://wiki.dissernet.org/wsave/Asaul2007book.html, и готов помочь А.В.Николаеву составить иски в суды и обращения в иные инстанции для защиты своего права на имя и авторство, как по этому казусу, так и по казусам Косянковой и Титовой, обсуждавшимся выше.

 

Остающиеся источники диссертации Николаева – 2001, 2003 и 2004 гг. Единственная большая работа, которая есть у Николаева из этого или более раннего периода – книга 2004 года объемом 2.7 п.л. При этом источник 2004 года – диссертация Скворцовой (оппонент Стерликов) –  был готов не позднее мая 2004 года. Поэтому маловероятно, чтобы книга Николаева успела выйти и попасть в руки Скворцовой. Публикации же ранее 2004 года в суммарном объеме составляют 1.6 п.л. (№№ 46-50 в автореферате). Совместных работ у Николаева нет ни с одним из перечисленных выше лиц. Следовательно, совпадения со Скворцовой, Симоненко и Самойловым ничем, кроме умышленного копирования объяснить нельзя.

 

1.4. Автор апелляции заявляет:

 

«В отношении совпадений с текстами диссертаций Скворцовой В.А., Симоненко В.Д. и Самойлова В.А. очевидно, что большинство совпадений относится к анализу третьих источников и отсылок на исследования третьих авторов».

 

Это типичная отговорка, которая много раз нам встречалась, и нам постоянно приходится объяснять широкой общественности, что она в корне неверна, и более того, само приведение ее указывает на то, что пользующийся такой логикой в высшей степени далек от научной работы. Совпадения со Скворцовой, Симоненко и Самойловым не ограничиваются одними лишь разрозненными цитатами. Совпадает их последовательность, расположение в тексте, и что самое главное – авторские комментарии, свидетельствующие о произведенной работе над источниками и учебниками. Работа над литературой – ничуть не менее важный элемент диссертационного исследования, чем проведение собственных изысканий, измерений, расчетов и наблюдений. Непонимание того, что нельзя взять чужой литературный обзор и выдать его за свой, а также того, что для диссертанта обязательно самостоятельное написание всей диссертации, как это установлено нормативно-правовыми актами, а не какой-либо ее отдельной части – все это указывает на то, что при написании своего труда автор преследовал цели, отличные от создания научно-квалификационной работы.

 

1.5. Автор апелляции далее заявляет:

 

«В экономических работах на востребованную тематику такая практика является весьма распространенной».

 

«Диссернет» считает нужным указать автору на то, что в настоящее время в нашем Отечестве распространено много других безнравственных и противоправных практик, например, фальсификации выборов (коим некоторые из основателей «Диссернета» были свидетелями) и т. п. Самый факт их распространенности не указывает на их законность, приемлемость и этичность.

 

 

2. Однако некорректными заимствованиями нарушения академической этики и российских нормативно-правовых актов, регламентирующих присуждение ученых степеней, в работе А.В.Николаева не исчерпываются.

 

Из нижеследующих данных «Диссернет» заключает, что А.В.Николаев совершил ряд фальсификаций с целью получения степени доктора наук.

 

2.1. Совершенные А.В.Николаевым нарушения были установлены путем анализа приведенных в автореферате данных о его публикациях.

 

А.В.Николаев утверждает, как следует из иллюстраций, что он принял участие в следующих четырех конференциях и сделал на них следующее невероятное количество докладов:



 


Все без исключения основатели «Диссернета» имеют богатый опыт публичных выступлений на научных или общественных мероприятиях. Мы можем с уверенностью сказать, что ни разу никто из нас не был свидетелем того, чтобы на конференции один участник сделал 5 докладов на разную тематику за 2 дня. Исключением являются курсы лекций, но в автореферате не говорится о том, чтобы А.В.Николаев выступал именно с лекционным курсом. И нам почему-то кажется, что указанные конференции имели более или менее фиктивный характер. Мы будем рады, если, увидев свидетельства фактического проведения этих конференций, сумеем убедиться в обратном.

 

Более того, кроме этих косвенных соображений, нами напрямую доказана фиктивность в отношении публикаций №№38-40 в автореферате Николаева. Именно, как явствует из оглавления сборника тезисов конференции «Теория и практика формирования учетно-аналитической системы на предприятиях разных отраслей экономики материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2010 года : в 2 ч. / М-во образования и науки Российской Федерации, Финансовая акад. при Прав. Москва: ЗАО "Финпресс", 2010. Ред. Попова, Лариса Витальевна», работы Николаева, которые заявлены в его автореферате под №№38-40 как опубликованные в данном издании, в нем никогда не публиковались.

 

Какое бы благовидное объяснение не придумал А.В.Николаев для этого факта, нам очевидно, что сделанная им отсылка к публикациям №№38-40 как к работам, на основании которых он защищает свою докторскую диссертацию, – фальсификация, так как заведомым является по крайней мере то, что указанного сборника со своими работами в руках он не держал, ибо сборника с этими его работами не существует в природе.

 

 

2.2.  Признаки весьма вольного обращения А.В.Николаева с экспериментальными данными усматриваются  в следующем:

 

2.2.1. Сравним отрывки:

 

 


Николаев, 2011, стр. 192:

Самойлов, 2003:

вопрос о переводе российских образовательных программ на систему зачетных единиц приобретает чрезвычайно актуальный характер.

Мониторинг ведущих вузов России, проведенный в 2006-2008 гг.

специалистами РГГУ при участии автора с целью определения доли применения информационных и компьютерных технологий в учебном процессе, показал, что более 85% из 41 исследованного вуза России использовали при обучении студентов интерактивные (сетевые) учебные курсы.

В то же время на Западе 100% исследованных вузов (проанализирован учебный процесс, протекающий более чем в 50 учебных заведениях СИМ и Европы) используют в процессе обучения сетевые технологии.

вопрос о переводе российских образовательных программ на систему зачетных единиц приобретает чрезвычайно актуальный характер.

В 2003 году сотрудниками отдела сетевой дидактики МФПА был проведен мониторинг ведущих вузов России с целью определения доли применения информационных и компьютерных технологий в учебном процессе.

Анализ деятельности 31 вуза России показал, что более 80% опрошенных вузов используют при обучении студентов интерактивные (сетевые) учебные курсы.

В то же время на Западе 100% исследованных вузов (проанализирован учебный процесс, протекающий более чем в 50 учебных заведениях Америки и Европы) используют в процессе обучения сетевые технологии.



 

Удивительное текстуальное совпадение этих отрывков, созданных, казалось бы, разными людьми, работавшими в разных организациях, и, судя по автореферату. не являвшихся соавторами, может предполагать, что никакого мониторинга в 2006-2008 гг. не проводилось, а соответствующие данные были вписаны в работу путем легкой произвольной модификации исходных данных. В работе Николаева отсутствуют какие-либо фактологические Приложения, в отличие от работы Самойлова, где публикуются образцы анкет, на основании которых была набрана статистика, и подробные результаты анкетирования. Поэтому мы не можем быть уверены в том, что указанное исследование А.В.Николаевым вообще проводилось. Если это на самом деле так, то было бы очень интересно узнать, почему словесное описание этого исследование практически тождественно с описанием исследования Самойлова, и где опубликованы детальные отчеты о пресловутом «мониторинге».

 

2.2.2. На стр. 135 работы Николаева таблица 5 со стр. 162 из работы Самойлова 2003 года, касающаяся количества выпускников тех или иных профессий,  скопирована вся без изменений в работу 2011 года с точностью до четвертого знака после запятой, см. иллюстрацию. С учетом того, что Николаев утверждает на стр. 78, что «знания  в рассмотренном  контексте представляют  собой  динамическую,  быстро развивающуюся  систему», представляется, что он как минимум неосознанно вводит читателя в заблуждение, преподнося ему (без всякой ссылки) очевидно устаревшие данные из работы 2003 г.


 

3. Заключение.

 

Мы вынуждены констатировать, что помимо грубых и неприкрытых некорректных заимствований в работе Николаева А.В. присутствуют и другие нарушения принципов научной работы — в частности, он ссылается в списке публикаций, на основании которых защищена диссертация, на несуществующие в природе работы.

 

На основании всего этого, «Диссернет» принял решение в апелляции А.В.Николаеву отказать, причем не только оставить на сайте текст экспертизы, но и снабдить его настоящим Комментарием относительно совершенной А.В.Николаевым фальсификации научных работ. «Диссернет» настоятельно рекомендует А.В.Николаеву отказаться от незаслуженно полученной ученой степени.

Последние публикации

Михаил Гельфанд
Открытая лекция. Ответы на вопросы слушателей
Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах