Профессура мельчает

Издание:
Новая газета в Санкт-Петербурге
Дата
26 апреля 2016
Автор:
Анджей Беловранин
Профессура мельчает
Фото: Карикатура Виктора Богорада


С начала марта 2016 г. в проекте «Диссернет», созданном для выявления плагиата в кандидатских и докторских, появился новый раздел – «Диссеропедия». Она посвящена определению тех российских вузов, в которых работает больше всего «диссерорезов» – так на своем арго активисты называют лиц, участвовавших в защите липовой диссертации в качестве научного руководителя или оппонента. Питерский Государственный экономический университет занял в этом непочетном конкурсе второе место по стране.

К нынешней весне у «Диссернета» накопилось более пяти тысяч экспертиз, выявивших следы заимствования в квалификационных работах российских ученых.

«Обобщив эти данные, мы сумели выловить людей, которые сидят в центре своих диссерорезных паутин: некоторые участвовали в защите десятков работ, где обнаружены заимствования, – рассказывает Лариса Мелихова, кандидат физико-математических наук, координатор проекта «Диссеропедия российских вузов». – Знаю, что многие коллеги со мной не согласятся, но меня куда меньше волнуют губернаторы и депутаты, которые списали свои диссертации. А вот вузовские преподаватели – люди, которые называют себя учеными, но при этом сидят в диссоветах и участвуют в фальсификациях, – они разрушают науку. Они своим примером учат студентов этой омерзительной практике: не пойман – не вор».

Трудные кадровые решения

В «Диссеропедии» можно отсортировать вузы по количеству диссертаций, в которых обнаружены следы заимствований. Правда, как признаются авторы проекта, они не в состоянии в режиме онлайн отслеживать, какой именно диссерорез в каком вузе работает в данный момент, хотя и стараются актуализировать данные.

С точки зрения оппонентов «Диссернета», личностный подход искажает действительность. Например, профессор Анатолий Егоров, который, по данным активистов, участвовал в защите 36 диссертаций с заимствованиями, сейчас работает в Московском финансовом университете при правительстве РФ. Однако все эти защиты проходили в других вузах. Тем не менее «бремя» Егорова ложится именно на Финансовый университет. Оппонентам это кажется несправедливым.

Абсолютным лидером у нас в стране оказался как раз ФУ РФ – по данным «Диссеропедии», в нем работают преподаватели, связанные со 165 липовыми защитами. Вскоре после обнародования этих данных ФУ РФ ответил неплохим открытым письмом: «На самом деле в стенах Финансового университета защищено только три (!!!) диссертации из подозрительного списка. Конечно, и это предмет для серьезного разбирательства. В университете будет создана специальная комиссия по проверке этих фактов, по итогам ее работы возможно и принятие кадровых решений».

«Мы считаем, что подобных людей не должно быть в российской науке, – поясняет Лариса Мелихова. – Мы предоставляем информацию, которой при желании могут воспользоваться вузы: чтобы повысить качество работы и очистить свое доброе имя, они могут уволить диссерорезов».

Питерские отмахнулись

На втором месте оказался петербургский Государственный экономический университет, бывший Финэк. Как считает «Диссеропедия», в нем работает 32 сотрудника, принимавших участие в общей сложности в 151 случае липовых защит. В том числе научным руководителем двух кандидатских, в которых обнаружены следы заимствований, оказался ректор ГЭУ Игорь Максимцев. Лидером же, с 30 «чужими кейсами», стал доктор экономических наук, профессор Вячеслав Бузырев.

Мы обратились в СПбГЭУ с запросом. В ответе ректора Максимцева говорится, что вуз пока не может прокомментировать сведения «Диссеропедии», «поскольку определить, ложные это сведения, правдивые или имеющие под собой какие-либо основания, можно только в результате анализа самих диссертационных работ, публикаций их авторов, отзывов оппонентов и других документов, так или иначе связанных с написанием диссертации и защитой». А «процедура действительного анализа ситуации достаточно сложна и занимает значительное время».

Таким образом, вуз берет тактическую паузу, которая вполне может перерасти в стратегическую, – «действительный анализ» легко растянуть на годы.

Однако это еще не худший подход! На втором месте в Питере оказался Университет государственной противопожарной службы МЧС. В нем, по данным «Диссеропедии», работает 22 человека, участвовавших в 68 подозрительных кейсах. На наш запрос начальник университета Эдуард Чижиков сообщил: раз все диссертационные работы, защищенные в УГПС, были утверждены Высшей аттестационной комиссией, то «предпринимать какие-либо проверки или иные действия в отношении кого бы то ни было без установленных законодательным и уставом организации оснований неправомерно». В общем, «Диссеропедия» им не интересна.

На третьем месте в нашем городе – Педагогический университет им. Герцена: 6 человек, 49 кейсов. Среди прочих выделяется профессор, доктор педагогических наук Олег Ефремов – по данным «Диссеропедии», был руководителем 9 и оппонентом 14 подозрительных защит.

Ответ из РГПУ на наш запрос пока не пришел: нам сообщили, что отправили его «Почтой России», а продублировать по факсу или электронной почте не могут в связи со сменой руководства вуза.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях