Заимствования и фальсификации в диссертациях по естественным наукам

Издание:
Социологическое обозрение, 2014, т. 13, №3
Автор:
Михаил Гельфанд

Плагиат в науке: круглый стол в РГГУ
11 июня 2014 г.



Нижеследующие заметки не претендуют на полноту и глубину — это начальные наблюдения над большим, но неоднородным массивом данных. В то же время некоторые из этих наблюдений могут оказаться полезными в более систематических исследованиях, коль скоро таковые будут предприняты.

Хотя основную массу фальшивых диссертаций, исследованных «Диссернетом», составляют диссертации по общественным наукам, среди них встречаются и естественно-научные диссертации; заметный массив составляют также диссертации по медицинским наукам. Существенным свойством таких диссертаций является то, что заимствования в них практически неизбежно сопровождаются фальсификацией наблюдений или экспериментальных результатов, и признаки этой фальсификации остаются в тексте.

Одним из таких признаков являются арифметические несоответствия. Скажем, в работе10 количество клинических наблюдений не совпадает с суммой тех же наблюдений, разделенных на отдельные случаи (16 + 5 + 6 = 27 < 44): «Из 44 клинических наблюдений с AM у 16 (36,4 %) гистологически подтверждена IV, а у 28 (63,6 %) III стадии распространенности процесса (по классификации Л. B. Адамян, 1993, 1996). При макроскопическом исследовании форма матки была преимущественно округлой, орган был увеличен в переднезаднем размере, неравномерно плотной консистенции, с поверхностью мраморного вида. В 16 (61,5 %) случаях была утолщена задняя стенка, в 5 (19,2 %) передняя и в 6 (23 %) стенка в области дна матки (здесь и далее выделения мои. — М. Г.)». Понять причину этого помогает сравнение с источником11: «Из 52 наблюдений с AM, по классификации Л. В. Адамян [11, 12], 38 (73,1 %) были с поражением I–II стадии (ЭО локализовались в пределах подслизистого и среднего слоев миометрия) и 14 (26,9 %) — III–IV стадий (ЭО занимали всю толщу миометрия, распространялись на серозную оболочку матки или брюшину малого таза). При макроскопическом исследовании форма матки была преимущественно округлой, орган был увеличен в переднезаднем размере, неравномерно плотной консистенции, с поверхностью мраморного вида. В 32 (62 %) случаев была утолщена задняя стенка, в 9 (17 %) передняя и в 11 (21 %) стенка в области дна матки» (все сходится: 32 + 9 + 11 = 52).

Обращает на себя внимание еще одно обстоятельство: в двух вроде бы различных выборках при различном количестве наблюдений относительные численные показатели совпадают с самой большой точностью, которую можно получить при делении небольших целых чисел (61,5 %, 19,2 %, 23 % и 62 %, 17 %, 21 % соответственно). В качестве стороннего наблюдения можно еще отметить, что во вторичной работе превышен порог точности: бессмысленно говорить о десятых долях процента при 44 наблюдениях.

Встречаются и еще более точные совпадения, которые являются очевидным признаком заимствования. Сравним источник12: «При математическом анализе с использованием парного t-критерия зарегистрированы статистически достоверные различия между величинами концентраций Ig А в периферической крови у групп больных псориазом, которым в комплексе терапевтических мероприятий назначали имунофан и традиционные лекарственные препараты (соответственно, 1,69 ± 0,15 мг/мл и 4,89 ± 0,18 мг/мл; р < 0,001). Вышеизложенное убедительно демонстрирует благоприятное влияние имунофана на содержание Ig А в кровяном русле. Среди пациентов, лечившихся традиционными медикаментозными средствами, содержание Ig А в сыворотке крови после проведенной терапии оставалось достаточно высоким, в 2,8 раза превышая контрольные величины (р < 0,001)», — и вторичный текст13: «При математическом анализе с использованием парного t-критерия зарегистрированы статистически достоверные различия между величинами концентраций Ig А в периферической крови у групп больных микробной экземой, которым в комплексе терапевтических мероприятий назначали циклоферон и традиционные лекарственные препараты (соответственно, 1,69 ± 0,15 мг/ мл и 4,89 ± 0,18 мг/мл; р < 0,001). Вышеизложенное убедительно демонстрирует благоприятное влияние циклоферона на содержание Ig А в кровяном русле. Среди пациентов, лечившихся традиционными медикаментозными средствами, содержание Ig А в сыворотке крови после проведенной терапии оставалось достаточно высоким, в 2,8 раза превышая контрольные величины (р < 0,001)». Назначение разных лекарств при разных заболеваниях якобы привело к ровно той же разнице в измеряемой величине по сравнению с (разными) контрольными группами.

Аналогично, в тексте диссертации про гельминтов Чечни14 списана глава из книги15. При списывании «Махачкалинский комбинат» был заменен на «Грозненский комбинат», а количественные данные по вскрытиям — обнаруженная гельминтофауна — остались прежними.

Иногда следы списывания, точнее, переписывания, остаются в тексте. Скажем, в тексте диссертации о желудочно-кишечных кровотечениях на фоне сердечно-сосудистой патологии16 естественно выглядел следующий абзац: «В зависимости от нозологии заболевания, приведшей к желудочно-кишечному кровотечению, отдавалось предпочтение большего использования того или иного препарата. Это предпочтение вырабатывалось с учетом чисто теоретических соображений и показаний к применению того или иного лекарства. Так, например, мы ограничивали применение протаминсульфата у больных атеросклерозом, учитывая возможность прогрессирования ишемической болезни сердца в результате повышенной инактивации эндогенного гепарина, больным портальной гипертензией старались вводить большие дозы викасола, у больных раком желудка предпочтение отдавалось хлористому кальцию, викасолу и дицинону». Однако перечисление сердечно- сосудистых заболеваний и выделение в особую группу больных становится явно неуместным в контексте работы об истечении лимфы после мастэктомии вследствие рака молочной железы17: «В зависимости от степени злокачественного поражения молочной железы и объема оперативного вмешательства, приведшего к развитию постмастэктомической лимфореи, отдавалось предпочтение большего использования того или иного препарата. Это предпочтение вырабатывалось с учетом чисто теоретических соображений и показаний к применению того или иного лекарства. Так, например, мы ограничивали применение протаминсульфата у больных атеросклерозом, учитывая возможность прогрессирования ишемической болезни сердца в результате повышенной инактивации эндогенного гепарина, больным портальной гипертензией старались вводить большие дозы викасола, у больных раком желудка предпочтение отдавалось хлористому кальцию, викасолу и дицинону».

Наконец, сделанные при некритичном переписывании утверждения могут прямо противоречить фактам. Скажем, если переписать текст из статьи про жужелиц Молдовы18 сначала в монографию про жужелиц Дагестана19, а потом и в кандидатскую диссертацию20, то неизбежны неверные утверждения просто из-за существования видов, живущих в Молдове, но не на Северном Кавказе21.

Поскольку систематическое исследование биологических и медицинских диссертаций не закончено, не представляется возможным оценить частоту различных типов фальсифицированных диссертаций. Помимо очевидных случаев тотального списывания, целым куском (рис. 1) или компиляцией из нескольких источников (рис. 2), заметную роль играют случаи, которые можно отнести к серой зоне. В кандидатских диссертациях очень часто встречаются стандартные обзоры, перекочевывающие из одной диссертации в другую в пределах одной исследовательской группы; при этом, естественно, совпадают, с точностью до порядка ссылок, списки литературы (рис. 3). Результаты же работ могут быть вполне оригинальны. Хотя и формально, и содержательно такая практика недопустима — обзор является важной частью исследования, — все же такое нарушение представляется менее серьезным, чем тотальное списывание, фальсификация результатов или переписывание выводов. Видимо, следует признать допустимым совпадение в описании стандартных методов, но не методов, разработка которых представляется как достижение автора (например, новые типы операций или экспериментальных методик). Следует отметить, что традиционная структура диссертации, в которой разделяются методы и результаты, затрудняет разграничение подобных случаев, по крайней мере, для эксперта, не являющегося узким специалистом в теме работы.

Сложности другого рода, встречающиеся не только в естественных и технических науках (но, видимо, более распространенные в них, чем в общественных, вследствие большей доли статей, написанных группами соавторов), представляют случаи включения соавторами одного и того же текста в свои диссертации. В принципе это можно признать допустимым, но при этом должно быть явно указано неразделимое соавторство или авторство отдельных фрагментов. Особую проблему представляют заимствования из разного рода отчетов и подобных коллективных трудов. Во-первых, их сложно обнаруживать; во-вторых, совершенно невозможно вычленить вклад автора диссертации. Впрочем, в любом случае, если такой отчет не указан в качестве источника или публикации, следует признать факт недокументированного заимствования, нарушающего Положение.

Следует повторить, что фальсификация диссертационных результатов и наблюдений представляет серьезную опасность. Ложные данные, будучи приняты за достоверные, могут стать исходной точкой для последующих исследований. Недостоверные выводы влияют на оценку лекарств и способов лечения, искажая клиническую практику. Существование «диссертационных фабрик» в научных и медицинских учреждениях должно являться поводом для пересмотра результатов любых клинических испытаний, проведенных с участием этих учреждений.

Автор выражает благодарность В. В. Власову, А. В. Заякину, А. В. Маталину, С. А. Пархоменко и А. А. Ростовцеву за некоторые из обсуждаемых примеров, а также всем активистам «Диссернета».


Рис. 1. Кандидатская диссертация по медицине (Игонина И.А. (2011). Микробная экзема, ассоциированная с эндогенной интоксикацией: оптимизация клинико-лабораторной диагностики и терапии. Дисс. канд. мед. наук. Саратов). Тотальное списывание. Цветом показаны страницы, содержащие недокументированные заимствования.


Рис. 2. Докторская диссертация, технические науки (Александров А. А. (2005). Разработка элементов теории, техники и технологии безопасного хранения жидкого углеводородного топлива. Дисс. докт. техн. наук. Уфа). Компиляция из минимум девяти источников. Цветом показаны страницы, содержащие недокументированные заимствования.


Рис. 3. Кандидатская диссертации по медицине (Вышиванюк В. А. (2012). Профилактика нарушений микроциркуляции в тканях пародонта у курящих с эндотелиальной дисфункцией. Дисс. канд. мед. наук. Москва). Заимствования в обзоре и совпадения в списке литературы. Цветом показаны страницы, содержащие недокументированные заимствования.



«Диссернет» приводит нумерацию ссылок согласно сквозной нумерации в журнале.

10. Максимова Ю. В. (2010). Клинико-морфологическая характеристика изменений эутопического и эктопического эндометрия при распространенных формах генитального эндометриоза. Дисс. канд. мед. наук. Москва.
11. Мовтаева Х. Р. (2010). Клинико-морфологическая и иммуногистохимическая характеристика эндометриоза. Дисс. канд. мед. наук. Москва.
12. Кравченя С. С. (2005). Оптимизация диагностики и медикаментозная коррекция иммунологических нарушений, ассоциированных с эндогенной интоксикацией, у больных псориазом. Дисс. канд. мед. наук. Саратов.
13. Игонина И. А. (2011). Микробная экзема, ассоциированная с эндогенной интоксикацией: оптимизация клинико-лабораторной диагностики и терапии. Дисс. канд. мед. наук. Саратов.
14. Яндарханов Х. С. (2011). Видовой состав, эколого-биологическая характеристика и биоценотические связи гельминтофауны горных районов Чеченской Республики. Дисс. канд. биол. наук. Махачкала.
15. Абдурахманов М. Г. (1977). Кавказский тур // Редкие животные СССР : копытные звери. М.: Лес- ная промышленность. С. 186–200.
16. Николин О. П. (2007). Внутрилимфатическая гемостатическая терапия острых эрозивных гастродуоденальных кровотечений, развившихся на фоне сердечно-сосудистой патологии. Дисс. канд. мед. наук. Москва.
17. Царапкин Ю. Е. (2010). Моноцитарно-макрофагальная лимфостатическая терапия постмастэктомической лимфореи. Дисс. канд. мед. наук. Москва.
18. Карпова В. Е., Маталин А. А. (1990). Сезонная динамика лета жужелиц на свет на юге Молдавии // Структура и динамика популяций почвенных и наземных беспозвоночных животных. Ч. I. М.: МГПУ им. В. И. Ленина. С. 43–51.
19. Абдурахманов Г. М., Халилова Э. А., Сайпулаева Б. Н., Гаджиева Э. М. (2009). Эколого-фаунистическая характеристика жужелиц (Coleoptera, Carabidae) Дагестана, летящих на свет. Махачкала: Алеф.
20. Гаджиева Э. М. (2009). Эколого-фаунистическая характеристика жужелиц (Coleoptera, Carabidae) Дагестана, летящих на свет. Дисс. канд. биол. наук. Махачкала.
21. Подробнее см. в: Гельфанд М. С. (2013). Зараза // Троицкий вариант. № 128. С. 3.


Другие материалы круглого стола "Плагиат в науке":
Специфика академического плагиата, Сергей Зенкин, Российский государственный гуманитарный университет;
Некорректные заимствования в журналах: отдельные случаи болезни или эпидемия?, Анна Абалкина, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
Мафия и школа, Нина Брагинская, Российский государственный гуманитарный университет;
Письмо Леонида Баткина, ИВГИ РГГУ.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях