История одного подлога

Издание:
Ежедневный журнал
Дата
2 апреля 2014
Автор:
Андрей Ростовцев
Среди таких персонажей наиболее знамениты Дмитрий Калантырский, президент СМП-банка, и его зам Артем Оболенский. Да-да, читатель не ошибся, того самого банка «Северный морской путь», который основали братья Ротенберги и доступ к которому в результате крымских санкций на время приостановили международные платежные системы VISA и MasterCard.

Рядом с банкирами в одном ряду расположился проректор МГИМО Сергей Шитьков, который также воспользовался услугами своей домашней фабрики масштабной фальсификации ученых степеней. Здесь же мы легко найдем и государственных чиновников, среди которых наиболее значимой фигурой является начальник департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Алексей Галкин. И даже цирк, в самом прямом его смысле, не остался в стороне. Генеральный директор компании «Росгосцирк» Вадим Гаглоев в бытность свою главой Агентства по управлению имуществом ЦАО «защитил» на этой фабрике кандидатскую диссертацию, в которой чудесным образом оказались десятки страниц чужой докторской. Вот уж где проявился цирковой талант иллюзиониста!

Каждый из этих персонажей заслуживает своей отдельной истории, но сегодня мы задержимся только у одного портрета из нашей новой коллекции. Знакомьтесь, Светлана Ячевская — директор Правового департамента Минфина России.

То, что Светлана Викторовна Ячевская, как и многие ее коллеги, пошла на откровенный подлог, скорее говорит не о ее качествах специалиста а, как показывает опыт, о ее внутреннем мировосприятии. В чем-то прав министр науки и образования Дмитрий Ливанов, говоря об условных Ячевских: «Я никогда не пойму этих людей с поддельными диссертациями. Это либо полное непонимание того, что такое научная работа, либо просто прямой обман. И то и другое у меня, кроме презрения, никаких чувств не вызывает… но в данном случае научную этику они не нарушили, потому что не являются учеными. А вот те люди, которые там сидят, которые видели все своими глазами, которые взяли за это деньги,— вот они этику точно нарушили». Поясню: «там сидят» у министра Ливанова относится к диссертационным советам, которые пачками принимают липовые диссертации к защите. У нас же «те люди» спрятаны за портретом героя, и мы сейчас попытаемся получше их рассмотреть.

Про научного руководителя С.В. Ячевской мы уже здесь рассказывали. Это директор Международного института управления Енгибарян Роберт Вачаганович. Добавим только небольшой штрих к его портрету, штрих, который весьма симптоматичен для нашего времени. Выстраивая вертикаль власти в своем институте, Роберт Вачаганович отбирает для нее кандидатов, прошедших школу профессионального преступления. Так, заместителем директора становится его воспитанница Ю.А. Караулова, получившая свою ученую степень на той же самой фабрике липовых репутаций. Жизненный опыт показывает, что такой отрицательный отбор добром не кончается. И за примерами, иллюстрирующими это утверждение, далеко ходить не надо. Посмотрим на первого оппонента диссертации нашей сегодняшней героини: Козбаненко Виктор Анатольевич — профессор, доктор юридических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса. Принимать непосредственное участие в защите диссертаций влиятельных персон, писать положительные отзывы на то, что к самостоятельной научной работе никакого отношения не имеет, дело небесполезное, и в скором времени В.А. Кобзаренко становится ректором Государственного института управления, по сути, еще одной известной московской фабрики фальшивых диссертаций. Но в своей новой должности ректора официальный оппонент нашей героини проработал недолго. Год назад он был уволен приказом министра образования. В чем дело? Задержанный с поличным при получении взятки В.А. Кобзаренко, по данным правоохранительных органов, получил незаконное вознаграждение «от представителя коммерческой организации за заключение государственного контракта на осуществление хозяйственного обслуживания и комплексную уборку территории университета общей стоимостью около 58 млн рублей».

Собственно говоря, все рассказанное лишь еще раз подтверждает, что «Диссернет» — это такой общедоступный термометр, способный указать на горячие точки социальной ткани, очаги растущей опухоли. Жаль, что власть этим термометром пользоваться пока не желает. Это и понятно: не унтер-офицерская вдова какая-нибудь, а Вертикаль.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях