ВолГУ попал в диссертационный скандал

Издание:
В1.ру
Дата
18 августа 2014
Внимание сетевых разоблачителей на этот раз привлекла деятельность профессора кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, директора Института дополнительного образования Волгоградского государственного университета и заместителя председателя диссертационного совета Альбины Гуковой. В частности, активисты «Диссернета» установили, что содержательная часть целого ряда диссертаций, защищенных под руководством госпожи Гуковой, содержит от 43 до 89 процентов некорректных заимствований. Иными словами, речь идет о научных работах, написанных по методу «копипаста», когда значительнее пласты чужого текста включаются в новую диссертацию без каких-либо значительных изменений.

Так, согласно выкладкам "Диссернета" работы аспирантов профессора Гуковой содержат фрагменты как ее собственной докторской диссертации, так и текстовые включения из диссертаций ее коллег. В свою очередь, дружественные научные руководители использовали текст докторской госпожи Гуковой для нужд своих аспирантов. При этом, как установили активисты «Диссернета», задействованные в схеме руководители, а в особенности сама профессор Гукова, активно выступали в качестве оппонентов при защите диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями.

Показательной, по мнению сетевых борцов с плагиатом, является ситуация с защитой кандидатской диссертации исполнительного директора Олимпийского комитета России Владимира Сенглеева, которая состоялась в ВолГУ в 2006 году. Научная работа спортивного функционера, которая была написана под руководством Альбины Гуковой, по данным «Диссернета», имеет признаки некорректных заимствований из двух диссертаций: самой Гуковой и ее коллеги по Волгоградскому государственному университету Ирины Аникиной. При этом именно Аникина выступила оппонентом при защите диссертации Сенглеева.

Стоит отметить, что диссертация самой Альбины Гуковой имеет значительные совпадения с текстом диссертации ее аспиранта, банкира Александра Чеметова, который защищался годом ранее – 5 июня 2004 года в ВолГУ.

Представители руководства ВолГУ на просьбу прокомментировать скандальные разоблачения активистов «Диссернета» ответили отказом. В пресс-службе вуза пояснили, что вскрытые сетевыми борцами с плагиатом факты нуждаются в тщательном расследовании, до завершения которого никто из представителей вуза не намерен выступать с публичными комментариями на этот счет.

«Период времени событий, которые изложены в публикации, относится к 2006–2008 годам, – заявили в университете. – Сегодня дать им однозначную оценку не представляется возможным. Это послужит основанием для тщательного анализа и расследования событий тех лет».

Сама госпожа Гукова, внимательно выслушав вопросы, «как она может объяснить, что у целого ряда ее аспирантов диссертация вообще состоит из текста ее докторской, например, у Кулиной на 90%», «почему она защищалась в ГАСИСЕ, хотя в ВолГУ есть совет по экономическим наукам?», и «как она может объяснить, что более 50 страниц текста ее докторской диссертации, защищенной в 2005 году, совпадает с тестом диссертации ее бывшего аспиранта, а ныне заместителя председателя правления ОАО КБ «МАСТ-Банк» Александра Чеметова, категорически отказалась от комментария.

Источник, близкий к диссертационному совету ВолГУ, в свою очередь, заверил, что по крайней мере собственную работу госпожа Гукова написала честно.

«Я достаточно хорошо знаю Гукову, чтобы допустить мысль о том, что она списала свою диссертацию у собственного аспиранта, – отмечает собеседник. – Скорее всего, все произошло с точностью до наоборот: именно она и писала работу за своего аспиранта. Он как банкир мог предоставить ей какие-то данные, на основе которых она могла написать за него диссертацию, а потом использовать их при написании своей научной работы. Я знаю Гукову лично, она очень умная женщина и адекватный ученый. Мозги у нее, действительно, работают очень хорошо. Мне трудно представить, что она в своей собственной диссертации занималась «леваком». Это практически исключено, потому что у нее у самой светлая голова и мозги совершенно правильно работают. Что же касается работ, написанных под ее руководством, то если это правда, то это, конечно, ужасно. Теоретическая экономика отличается тем, что там необязательно проводить какие-то эмпирические исследования, скрупулезный статистический, макроэкономический анализ. Поэтому, видимо, и появляется соблазн».

...

Последние публикации

Михаил Гельфанд
Открытая лекция. Ответы на вопросы слушателей
Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах