РАН будет бороться с фальшивыми диссертациями вместе с основателями "Диссернета". Особое внимание — медицине

Издание:
Русская служба Би-Би-Си
Дата
29 декабря 2018
Автор:
Алексей Ильин

Президиум Российской академии наук учредил комиссию по противодействию фальсификации научных исследований. В нее вошли в том числе активисты сетевого сообщества "Диссернет". Би-би-си попыталась выяснить, как будет работать этот орган и принесет ли он пользу российской науке.

Руководителем комиссии стал математик Виктор Васильев.

Среди тех, кто вошел в состав нового органа — основатели сообщества "Диссернет" Андрей Ростовцев, Андрей Заякин и Михаил Гельфанд. Проект был создан в 2013 году для проведения общественных экспертиз кандидатских и докторских диссертаций и выявил наличие плагиата в научных трудах целого ряда известных российских чиновников и юристов.

Михаил Гельфанд уверяет, что комиссия РАН не будет "филиалом "Диссернета", а создается для более широкого анализа недобросовестно написанных научных трудов.

"Мы хотим в том числе попытаться исследовать те механизмы, которые вынуждают ученых так поступать. Ясно, что никто не хочет быть мошенником просто ради того, чтобы быть мошенником: есть какие-то внешние условия, которые побуждают людей к этому", — пояснил Гельфанд в беседе с Би-би-си.

Поскольку весь поток диссертаций комиссия проверять не сможет, то экспертизе будут подвергаться только наиболее яркие труды, авторы которых претендуют на серьезный вклад в науку.

"Это поможет очистить научное поле от тех, чьи диссертации были недобросовестно написаны. Хорошо, что работу "Диссернета" поддерживает Академия наук", — говорит проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков.

"В медицине — полный ужас"

У новой комиссии не будет никаких властных полномочий, ее решения будут носить скорее рекомендательный характер. Однако официальный статус органа, как ожидается, должен придать экспертизам дополнительный вес.

"Официальный запрос от Академии наук с просьбой показать протоколы клинических испытаний или архивы — это солидная бумага, и для того, чтобы отказать, нужно будет придумать повод. Тут даже отказ будет общественно значимым", — считает Михаил Гельфанд.

Особое внимание члены комиссии хотят уделить экспертизе трудов по медицине, где, по словам Гельфанда, "творится полный ужас". С этим согласен и другой член комиссии — Андрей Ростовцев.

"Широко распространена фальсификация фармакологических исследований, оплаченные фармокомпаниями публикации научных журналов. Кроме того, есть так называемая фабрикация — когда человек никакого научного исследования не проводил, но ему нужно представить, чтобы он выглядел внешне как ученый", — рассказал Ростовцев Би-би-си.


Особое внимание члены комиссии хотят уделить проверке медицинских трудов
Правообладатель иллюстрации:
Valery Sharifulin/Tass

Конкретная задача

Новая комиссия будет работать параллельно с уже существующей комиссией РАН по борьбе с лженаукой. По мнению социолога Григория Юдина, по сути речь идет о разделении одной комиссии на две.

"Это выглядит как позитивная новость: противодействие фальсификации научных исследований — гораздо более конкретная задача, чем миссионерская "борьба с лженаукой", — говорит ученый.

Юдин также считает, что члены комиссии должны первым делом определить, что же конкретно они понимают под понятием "фальсификация".

"В России широко распространено множество нарушений академической этики — таких, как плагиат, подложное авторство, воровство данных и текстов. Строго говоря, далеко не все они называются фальсификацией", — пояснил Би-би-си социолог.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях