Карьеры и репутации

Издание:
Российская Газета
Дата
30 апреля 2013
Автор:
Юрий Богомолов

Диссертационные скандалы в последнее время не однажды становились предметом разбирательств на различных телевизионных уровнях. Мы, телезрители, уже неплохо осведомлены о технологии этого жульничества. В какой-то момент были шокированы его масштабом, знаем прейскурант услуг в деле обретения научных степеней и в курсе о расценках. Отдельно на "Дожде" было поведано о технологии уличения и разоблачения плагиата. Известны также стандартные оправдания пойманных с поличным: мол, что вы придираетесь к отдельным фразам и абзацам в авторефератах. Это так понятно и естественно. Автореферат - это предельно формализованный жанр. Тут не захочешь, а будешь повторяться...

Это в столице остепененные чиновники так отмазываются, а за ее пределами, как выяснилось из последнего выпуска программы томского ТВ "Час пик. Суббота", схваченные за руку ответственные функционеры не опускаются до объяснений.

Телеведущая Юлия Мучник констатировала, что волна разоблачений фальшивых ученых докатилась и до славного университетского города Томска. Разумеется, не просто констатировала, но и продемонстрировала наглядными видеосредствами, как это делается.

Сюжет, посвященный диссергейту, представляет собой высший класс тележурналистики. Для начала журналист Андрей Филимонов, поймав в коридоре местного депутата, задает ему вопрос: "Вы сами писали свою кандидатскую и докторскую диссертации?" - "Ну, да. Какие могут быть другие варианты? Это моя диссертация".

Заметим в скобках: "доктор" не сказал, что это именно он писал диссертацию; он уверенно сообщил, что это его вещь, а уж как она была приобретена и какие возможны на сей счет варианты - другой вопрос, на который отвечает основатель проекта "Диссернет" Андрей Ростовцев. Он ставит рядом два текста - оригинальный и списанный. Получается стройная хоровая декламация. Получается смешно и убийственно.

Репутация отделилась от человека и на почтительную дистанцию отдалилась от него

"Убийственно" по меркам Запада. Там чиновники, уличенные в заимствованиях чужих трудов, краснеют, бледнеют, бегут от прессы и подают в отставку. Не так у нас.

Заместитель губернатора Владимир Жидких, заинтересовавшись недостаточно изученной проблемой эволюции федерализма, изучил ее и триумфально защитился. А тут как раз и подоспел с проверкой "Диссернет", которая и выявила многочисленные текстуальные совпадения с ранее написанной диссертацией. На просьбу журналиста встретиться и поговорить вице-губернатор ответил решительным отказом, а по телефону был лаконичен.

- Вы можете дать комментарии по этому поводу?

- А зачем?

- Есть такая информация. Она же будет распространяться.

- Ради бога. Она на всех распространяется.

Репутация отделилась от человека и на почтительную дистанцию отдалилась от него. И не всегда для него так безболезненно, как, скажем, для вице-губернатора Жидких.

После того как молодая женщина, мама двух детей Инна Жиркова, была удостоена титула "Королева красоты", вышел документальный фильм о коммерческой подоплеке красочных шоу типа "Миссис Россия". Победительница увидела себя и зрелище, в котором поучаствовала со стороны, и отказалась в кривом эфире от короны. Малахов суетился и все пытался примерить столь эффектный головной убор другой участнице.

Но тщетно.

Неужели потому, что репутация дороже?

Или потому, что она действительно ничего не стоит?..

Думаю: и по тому, и по этому. Реальная репутация - бесценна, а та, что продается и покупается, довольно быстро обесценивается и виснет на вороту грязью.

Проблема эта не совсем новая. В разные времена и по разным поводам она вспухала. ХХ век оставил нам в наследство бесценный опыт.

В цикле Игоря Золотусского "Прощай, ХХ век!" рассказывается о людях другого масштаба, выяснявших свои отношения с госпожой Репутацией. То был необыкновенно болезненный процесс, как показывает автор, и для Константина Симонова, и для Федора Абрамова.

Нам завещано беречь честь с молоду. Репутацию приходится охранять до старости

Быть большим всенародно любимым писателем , как автор романа "Живые и мертвые", стихотворения-мольбы "Жди меня", и тащить за собой груз воспоминания о борьбе с космополитами, быть вчера под огнем пулеметов, под бомбами самолетов бесстрашным до самозабвения и оказаться малодушным сегодня перед лицом бытовых трудностей, - непереносимая мука раздвоения. Но и Симонов, и тот же Федор Абрамов, и другие, их товарищи находили силы себя располовинить, иные - четвертовать, а потом, годами, десятилетиями себя собирали и склеивали своими исповедями и поступками.

Может быть, одна из самых выразительных фигур ХХ века Борис Ельцин. Человек, абсолютно закабаленный Системой, но в силу природного инстинкта сумел вырваться из нее и нанести ей несколько сокрушительных ударов. Об этом и речь в "Исторических хрониках" Николая Сванидзе.

Лекция Мариэтты Чудаковой о той злобной кампании клеветы и ненависти, с которой живучие остатки той Системы навалились на память о первом президенте России.

Нам было завещано беречь честь смолоду.

Репутацию приходится охранять до старости.


Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях