Плагиат — это навсегда

Издание:
Коммерсантъ
Дата
20 января 2015
Автор:
Александр Черных


Фото: Сергей Семенов / Коммерсантъ


Проект поправок к закону "О науке и государственной научно-технической политике" подготовили депутаты Дмитрий Гудков, Илья Пономарев и Олег Смолин (КПРФ). Напомним, что в 2013 году из-за плагиата в диссертациях разразился громкий скандал: оказалось, что во многих российских вузах действуют "фабрики диссертаций", благодаря которым любой желающий может получить научное звание. В списке лжеученых оказались депутаты Госдумы, высокопоставленные чиновники и известные политики. В итоге Минобрнауки и Высшая аттестационная комиссия (ВАК) сократили количество диссоветов с 2522 до 1708 и разработали новые положения о порядке присуждения ученых степеней. Но все эти меры не помогли наказать тех, кто уже списал чужую научную работу. По закону, который действовал до 2011 года, срок подачи жалобы на диссертацию составлял десять лет. Потом его сократили до трех лет, а в 2013-м снова увеличили до десяти. После всех этих изменений оказалось, что для диссертаций, защищенных до 2011 года, срок подачи апелляции составляет три года. "Это может показаться парадоксальным,— признавал глава Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов.— Но юристы объяснили, что все правильно, так как закон не должен иметь обратной силы" (см. "Ъ" от 9 июля 2014 года).

При этом российское ученое сообщество настаивало на полной отмене срока давности. И теперь депутаты нашли способ выполнить это требование. "Мы хотим привести закон "О науке" в соответствие с Гражданским кодексом,— пояснил "Ъ" депутат Дмитрий Гудков.— Согласно кодексу, граждане обладают бессрочными неимущественными авторскими правами на свои произведения". Согласно п. 2 ст. 1228 ГК РФ, создателю творческого произведения принадлежит право на имя и другие неимущественные права — они неотчуждаемы, непередаваемы и охраняются бессрочно. Даже если музыкант передал звукозаписывающей компании право на получение дохода от его песни, он все равно считается ее автором. Попытка другого лица выдать его музыку за свою будет преследоваться по закону даже после его смерти. "Получается, что закон полностью защищает кино и музыку, а для диссертаций устанавливает какой-то десятилетний срок давности,— говорит Дмитрий Гудков.— Непонятно, чем ученый хуже певца".

Депутаты предлагают ввести норму о лишении ученой степени "вне зависимости от времени присвоения". Документ одобрил профильный комитет по науке, первое чтение законопроекта намечено на эту пятницу. Господин Гудков утверждает, что проект получил 47 положительных и 10 отрицательных отзывов от регионов РФ. "Большинство замечаний носят технический характер, касаются терминологии, ко второму чтению мы все исправим",— пообещал он.

В Минобрнауки считают действующие нормы вполне достаточными. "Существующая сегодня система присуждения ученых степеней позволяет в перспективе избегать подавляющего большинства рисков,— заявили "Ъ" в пресс-службе ведомства.— Десятилетний срок установлен в полном соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно которому срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права".

"Гражданский кодекс действительно устанавливает срок в десять лет, но он отсчитывается с момента, когда автор узнал о факте плагиата,— заявила "Ъ" адвокат московской коллегии адвокатов "Клишин и партнеры" Анна Клишина.— Ученый не обязан отслеживать все диссертации в стране. Если его работу списали 15 лет назад, а он только сейчас узнал об этом, он имеет право обратиться с иском".

"Жизненный опыт показывает, что люди не хотят тратить время на долгие суды. Более того, автор может умереть, их может быть несколько,— говорит доктор биологических наук Михаил Гельфанд.— Проблема гораздо шире нарушения авторского права конкретного человека, поэтому срок давности для плагиата необходимо просто отменить — это будет шагом в правильном направлении для всей российской науки".

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях