Это только начинается

Издание:
Троицкий вариант — Наука
Дата
27 сентября 2011
Автор:
Михаил Гельфанд
Заседание суда началось почти на час позже объявленного времени, но, как пояснил коллегам, приехавшим поддержать профессора Любовскую, ее адвокат Роман Малков (кстати, физик по образованию, выпускник Физтеха), в судебной практике это считается нормально, как академические 15 минут. После стандартных формальностей судья Наталья Алексеевна Попова, очень ровно и спокойно проведшая всё заседание, предложила сторонам прийти к мировому соглашению. Истица в качестве условий для заключения мирового соглашения повторила требования искового заявления, на что судья отметила, что это не мировое соглашение, а удовлетворение иска. Сторона ответчика предложила «разойтись по нулям», пообещав отказаться от требования возместить судебные издержки. Это предложение не было принято.

Содержательная часть заседания в основном состояла из выяснения сути исковых требований. Кроме миллиона за моральный ущерб и 60 тысяч оплаты юридических услуг ООО «РезультатЪ» (именно так, с большим ером на конце), там было еще много чего.

Требование опубликовать извинения Любовской в ТрВ-Наука и, почему-то в «Черноголовской газете» и в «Поиске» (представляю себе, как удивились бы коллеги из уважаемого органа РАН, которые, что называется, ни сном, ни духом), извиниться перед оппонентами, академиком Трофимовым, жюри и организаторами конкурса «Л’Ореаль-Юнеско» и т.д. и т.п. было снято судом сразу. Во-первых, согласно постановлению Верховного суда, никто не может быть принужден к принесению извинений; во-вторых, указанные газеты не являются сторонами процесса и потому не могут по его результатам быть обязаны публиковать что бы то ни было (впрочем, редакция ТрВ-Наука подтверждает свою готовность опубликовать комментарии всех заинтересованных сторон); в-третьих, перечисленные уважаемые коллеги также не являются сторонами процесса и, в частности, не заявляли никаких требований об извинениях перед ними.

Как пишет Ольга Кажева в исковом заявлении, «в результате действий ответчика <…> сложилась ситуация, при которой совет, введенный в заблуждение ответчиком, не продемонстрировал готовности положительно проголосовать по диссертации, представленной на соискание докторской степени. А я со своей стороны, обвиненная в плагиате, была вынуждена снять диссертацию с защиты». Эта коллизия также была обсуждена. Адвокат ответчика обратил внимание, что сам термин «защита диссертации» предполагает необходимость публично отстаивать как представленные результаты, так и способ их представления... Если диссертационный совет был введен в заблуждение (по некоторым сведениям, результаты голосования были таковы: 9 — за, 5 — против, 1 недействительный бюллетень), кто мешал это заблуждение рассеять? Да и в чем состояло это «заблуждение»? — в том, что тексты двух обзоров идентичны чуть менее, чем полностью, может убедиться любой, кто не поленится положить их рядом и сравнить [1, 2]. Особо въедливые читатели могут поискать ошибки, вкравшиеся при копировании в химические формулы. Как утверждает истица, «ответчик <…> сообщила о том, что с моей стороны при подготовке диссертации был использован чужой труд, который выдавался за мои собственные изыскания <…> Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства. А статья Б.А. Трофимова и Н.К. Гусаровой приведена мною в главе «Литературный обзор» с указанием литературной ссылки на авторов. Кроме того, литературный обзор — это обзор имеющейся литературы, известных опубликованных источников. Самой сущностью литературного обзора предполагается пользование чужими данными без самостоятельной обработки при приведении ссылок». Читатели могут составить собственное мнение о внутренней непротиворечивости этих пассажей и их соответствии научной практике вообще и практике написания аналитических обзоров в диссертациях, в частности. Отметим лишь, что в тексте диссертации и автореферата в качестве «личного вклада автора» указано, что был «проведен анализ литературных данных». Впрочем, по просьбе истца к делу был приобщен факс из Иркутска, в котором Трофимов и Гусарова подтвердили, что разрешили Кажевой использовать свой обзор при написании диссертации. Забавно, что это разрешение всплыло только сейчас...

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях