Диссертационный изоляционизм

Издание:
Троицкий вариант — Наука
Дата
8 сентября 2015
Автор:
Анна Абалкина (Калабрина)
Анна Абалкина (Калабрина), канд. экон. наук, член совета Общества научных работниковАнна Абалкина (Калабрина), канд. экон. наук, член совета Общества научных работников
Научная и образовательная база большинства членов российских диссертационных советов по экономике была заложена в советские времена. С переходом к рынку в России изменились образовательные стандарты и подходы к научным исследованиям. Преподаватели политэкономии, проблем экономики социализма в течение года-двух должны были овладеть новыми специальностями (микро-, макроэкономика, менеджмент, маркетинг и т.д.), кто-то переучивался более успешно, кто-то менее. Однако это стало отправной точкой к дифференциации научного экономического сообщества по содержанию и качеству научных исследований, в том числе и в диссертационных работах. Сегодня становится очевидным, что научное экономическое сообщество в России не только очень слабо интегрировано с зарубежной наукой, но и разобщено внутри страны, не сложилось принятого языка общения между разными группами ученых, а в регионах и даже в ряде столичных вузов нередко наблюдается изоляционизм. Этот феномен в свое время изучили социологи Михаил Соколов и Кирилл Титаев.

Такая разобщенность и изоляция приводят к важным последствиям, два из которых мы хотели бы упомянуть. Первое — возникновение квазинаучных направлений исследований, результаты которых, как правило, не покидают пределы вуза. Например, получили массовое распространение диссертационные работы с условными названиями «Синергетический подход к изучению (вставить нужное слово) на мезоуровне в условиях инновационной экономики» или «Методологические основы формирования инвестиционно-инновационного механизма (вставить нужное слово) на основе императива гармонизации интересов субъектов». Список можно продолжить до бесконечности. Другой пример касается возникновения новых наук, о которых знают лишь их создатели, например, номология профессора Ольги Владимировны Губарь. Второе последствие — резкое снижение качества научных исследований и как результат распространение плагиата в диссертациях. А изоляция диссертационных советов, т.е. отсутствие прозрачности в их деятельности и надлежащего контроля, позволяет массово изготовлять некачественный продукт, соблюдая лишь формальные требования ВАК.

Введение с 2014 года нового правила о публикации текстов диссертаций до защиты повышает уровень прозрачности, с одной стороны, и позволяет взаимодействовать с разобщенными диссертационными советами — с другой. Однако, как показывает практика, любая коммуникация с изолированными научными сообществами о низком качестве работ/наличии плагиата встречает мощный протест и сопровождается отрицанием того квалифицированного мнения, которое не совпадает с выводами их квазинаучной школы.

С таким подходом мы столкнулись при взаимодействии с диссертационным советом Д212.182.02 по экономике в Государственном университете — учебно-научно-производственном комплексе (бывшем Орловском государственном техническом университете). Вот яркий пример.

Кейс А. С. Грисько

Кейс Антона Сергеевича Грисько очень показателен с точки зрения поведенческой реакции диссертационного совета. В июне 2014 года я выслала в адрес диссертационного совета Д212.182.02 ГУ-УНПК отрицательный отзыв на диссертацию А. С. Грисько «Современные методы формирования и оценки потребительской ценности брендового капитала на рынке парфюмерно-косметических товаров», в котором указала на наличие в диссертации массовых некорректных заимствований. Этот отзыв был направлен в рамках «Диссернета» и проекта Общества научных работников «Научный дозор». После получения вузом отрицательного отзыва защита А. С. Грисько поспешно была перенесена с 28 июня на 20 сентября 2014 года. Отзыв не был помещен на сайт организации, не был полностью зачитан на заседании диссертационного совета, как того требует Положение о присуждении ученых степеней; при перечислении поступивших отзывов он не был упомянут, как и не был отмечен в заключении диссертационного совета.

Очевидные доводы о неоригинальности работы А.С. Грисько диссертационным советом приняты не были; в свою очередь, на заседании был рассмотрен Отчет об оценке уровня оригинальности работы, предоставленный Сибирским институтом бизнеса и информационных технологий, ректором которого является С.В. Грисько. Однако диссертационный совет не учел, что этот отчет был составлен на работу под другим названием («Оценка капитала бренда» вместо «Современные методы формирования и оценки потребительской ценности брендового капитала на рынке парфюмерно-косметических товаров»), с иным научным руководителем (докт. экон. наук Е. В. Исаевой вместо докт. экон. наук проф. В. А. Ковалева) и с другим количеством страниц (110 вместо 145).

Диссертационный совет единодушно проголосовал за присуждение А. С. Грисько ученой степени кандидата экономических наук. А профессор Святослав Аркадьевич Никитин, председатель диссертационного совета, при обсуждении диссертации А. С. Грисько выступил с эмоциональной речью (в нашем распоряжении есть аудиозапись части заседания), упомянул, что ВАК "сказал, не обращаем на «Диссернет» внимания", и посоветовал — вместо, видимо, борьбы с плагиатом — "уничтожить этих врагов, Западную эту Украину, „Правый сектор“, чтобы люди русские не страдали". На заседании прозвучали и еще более резкие высказывания, которые явно не носили характер научной дискуссии. Игнорирование очевидной неоригинальности отдельных частей работы А.С. Грисько, а также высказывания председателя диссертационного совета С.А. Никитина на защите свидетельствуют об изолированности диссертационного совета, неприятии и обесценивании мнения ученых, которые придерживаются другой точки зрения, сомнении в существовании другого квалифицированного мнения за пределами данного совета. Фактически же совет проигнорировал не только отрицательный отзыв, но и формальные требования ВАК к защите диссертации.

Нарушение процедуры защиты диссертации дало основание для подачи апелляции в ВАК на решение диссертационного совета Д 212.182.02. Экспертный совет ВАК по отраслевой и региональной экономике был готов поддержать апелляцию, однако А. С. Грисько подал письменное заявление в ВАК о снятии с рассмотрения своей диссертации. 28 мая 2015 года вышел приказ Минобрнауки о снятии диссертации А.С. Грисько с рассмотрения. Добровольный отказ от степени при неизбежности наказания тоже приветствуется. И важно отметить, что добровольные отказы от степени — единственная возможность очистить российскую науку от засилья необоснованно полученных до 2011 года ученых степеней.

Практика защит в ГУ-УНПК

Случай с некорректными заимствованиями в диссертации А. С. Грисько является не исключением, а скорее подтверждением сложившейся практики. На протяжении более десяти лет в двух советах по экономике ГУ-УНПК было защищено более 60 диссертаций с недобросовестными заимствованиями (см. карту). А об эволюции сети наглядно свидетельствует видео.

Карта сомнительных защит в советах Д212.182.02 и Д212.182.04 в ГУ-УНПК в 2003–2014 годах

Карта сомнительных защит в советах Д212.182.02 и Д212.182.04 в ГУ-УНПК в 2003–2014 годах

Среди наиболее активных участников сети, сопровождавших сомнительные диссертации в качестве научного руководителя либо оппонента, — Виктор Георгиевич Садков: на его счету 13 диссертаций. Ирония заключается в том, что именно В. Г. Садков является соавтором законопроекта об управлении интеллектуальной собственностью, где в том числе упоминается несанкционированное использование интеллектуальной собственности. Профессор Людмила Владимировна Попова сопроводила 11 недобросовестных диссертаций, в настоящее время она является кандидатом в экспертный совет ВАК. На счету Светланы Александровны Измалковой, заместителя председателя совета, 7 сомнительных диссертаций, и она сама не была до конца добросовестна при написании своей докторской диссертации. У председателя совета Святослава Аркадьевича Никитина и у Аднана Маровича Ажлуни также по 7 сопровожденных диссертаций (см. "Профессора Госуниверситета-УНПК и примеры их непосредственного участия в необоснованном присуждении ученых степеней" — «Диссернет»).

В связи с обнаруженными фактами недобросовестной работы советов Д212.182.02 и Д212.182.04 группа ученых обратилась в ВАК с просьбой проверить их деятельность. В середине августа и в начале сентября 2015 года из Министерства образования и науки пришли ответы, что «на основании приказа Минобрнауки России от 14 июля 2015 года № 802/нк» деятельность диссертационных советов Д212.182.02 и Д212.182.04 «прекращена с 14 января 2016 г. ввиду нецелесообразности продолжения деятельности в связи с низкой результативностью». Это решение Минобрнауки можно только приветствовать. Диссертационный совет будет разогнан, однако все его члены сохранят свои позиции в вузах. Невозможность для участников фабрик липовых диссертаций занимать позиции в вузах будет следующим этапом очищения российской науки от недобросовестности.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях