Вопреки советам Мао Цзэдуна

Издание:
Полит.Ру
Дата
29 ноября 2013
Автор:
Наталия Демина

«Мы не должны допускать воровства,
притворства и похвальбы.
Стиль нашей работы должен 
отличаться конкретностью,
соответствовать действительности.
Если кто-либо украдет чужую статью и
подпишется под ней, то этот человек уже вор».

Из доклада Мао Цзэдуна на VII съезде КПК, 1945 год 

Раскопки Диссернета ежедневно выявляют на свет все новых и новых любителей Copy&Paste. Когда сопровождавшая первые публикации эмоциональная волна спала, перед научным сообществом встали вполне практические вопросы: препятствуют ли «некорректные заимствования» в диссертации последующей управленческой карьере ее «автора» или его пребыванию на университетской кафедре. Если на первый вопрос сейчас с уверенностью можно сказать: «конечно, не препятствуют, списав чужую диссертацию, можно потом спокойно находиться на любых постах», то ответ на второй вопрос пока не столь очевиден. 

Кажется, что четкой позиции у руководства отечественных университетов тут пока еще нет, поэтому каждый новый эпизод так или иначе становится прецедентом, воздействуюшим на практику многих других.

На следующей неделе должна начаться еще одна история такого рода, за которой уже напряженно следят многие российские востоковеды и их зарубежные коллеги, – Ученый совет МГУ, как предполагается, примет решение, назначать ли автора диссертации, «засвеченной» в Диссернете, на должность директора Института стран Азии и Африки МГУ.  

Речь идет об Игоре Ишеналиевиче Абылгазиеве – и.о. директора ИСАА, назначенном на эту должность пока на один год. Именно он представлял кандидатуру В.А. Садовничего перед Ученым советом МГУ на последних выборах в 2005 году. Тогда Абылгазиев занимал пост федерального инспектора по Москве в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе. Сейчас он, возглавляя ИСАА,  является еще и научным руководителем Факультета глобальных процессов МГУ, зав. каф. геополитики на этом факультете, а также профессором исторического факультета МГУ.   

В 2005 году Игорь Ишеналиевич Абылгазиев защитил докторскую диссертацию в РЭА им Г.В. Плеханова (с 2010 г. РЭА стала университетом). Тема звучала так: «Взаимоотношения СССР, Китая и Монголии в 20-х – начале 40-х гг. XX в. (Проблемы интернациональной солидарности)». В 2004–2005 годах он, как сообщается в базе данных МГУ «Истина», выпустил в издательстве Плехановской академии несколько книг, но они почему-то отсутствуют в каталогах РГБ и Исторической библиотеки. 

Титульный лист диссертации И.И. Абылгазиева

Чем же заинтересовал Игорь Абылгазиев экспертов Диссернета? Оказалось, что основой его докторской диссертации стали скомпилированные куски из нескольких чужих диссертаций и других источников: 

1) из докторской диссертации автора из Монголии Лувсанцэрэнгийна Дугаржава «Становление советско-монгольских отношений и их развитие накануне Второй мировой войны, 1921-1939 гг.», защищенной в Плехановской академии в 2002 году. Сейчас Л. Дугаржав работает первым зам. директора филиала РЭУ в Улан-Баторе. 

2) из кандидатской диссертации Михаила Анатольевича Попова «Исторический опыт советско-монгольского экономического сотрудничества, 1921-1971 гг.», защищенной в Плехановской академии в 2003 году. 

3) из кандидатской диссертации Алексея Анатольевича Низенко «Китайские и корейские граждане в Советской России и их деятельность в 1917-1922 гг.», защищенной в Плехановской академии в 2004 году.   

4) из фрагментов так называемых «дневников» Петра Парфеновича Власова (Владимирова), советского военного разведчика, которые он, якобы, вел в Китае, находясь там в штаб-квартире сил Мао Цзэ-дуна.

5) из фрагментов других книг, изданных в СССР и России начиная с 1959 года. 

Таблица заимствований в диссертации И.И. Абылгазиева (РЭА, 2005) по данным Диссернета

Таблица заимствований на сайте Диссернета

 

Источники заимствования по данным Диссернета

Источники заимствования в диссертации И.И. Абылгазиева

Стоит отметить, что все три перечисленные диссертации Дугаржава, Попова и Низенко, в свою очередь, также содержат элементы Copy&Paste. Так, в диссертации Л. Дугаржава есть некорректно заимствованные фрагменты из статьи Л.П. Ефремовой «Марксистско-ленинские идеи опролетарском интернационализме (К историографии пролетарской солидарности в1918–1922 гг.)», опубликованной в сборнике «Проблемы историографии и источниковедения истории КПСС. М., 1984» и коллективной монографии «Исторический опыт братского содружества КПСС и МНРП в борьбе за социализм. М., 1971». В диссертации М.А. Попова и А.А. Низенко вошли некорректно заимствованные фрагменты из диссертации Дугаржава.

Получается, что докторская диссертация руководителя одного из самых престижных подразделений МГУ во многом скомпонована из трех чужих диссертаций, авторы которых также недостаточно заботились о соблюдении научной этики. 

С дневниками Владимирова (настоящая фамилия - Власов) связана почти детективная история. Их реальный создатель – известный тяжелоатлет, сын титульного автора книги Юрий Петрович Власов. В одном из интервью он признался: «Книгу «Особый район Китая» я писал 7 лет и лично обсуждал многое с Андроповым». Она была им составлена из разнородных материалов, среди которых были и донесения его отца, который числился там корреспондентом ТАСС и представителем Коминтерна, а на деле, как уже говорилось, был офицером советской военной разведки. О том, что Власов-старший  был разведчиком и об авторстве «Особого района» в свое время рассказывал и известный российский историк Александр Вадимович Панцов. 

В диссертации Абылгазиева в начале соответствующего раздела сказано, что данная «глава написана на основе дневниковых записей представителя Коминтерна и военного корреспондента ТАСС Владимирова П. П., мемуаров советского военного советника в Китае Черепанова А. И., материалов партийного деятеля Коминтерна и Китайской компартии Ван Мина, избранных произведений Мао Цзэдуна, китайских руководителей Лю Шаоци, Чжоу Эньлая и Чжу Дэ и документальных материалов, напечатанных в «Данды цзыляо», переводы которых хранятся в Институте Дальнего Востока АН». 

Однако затем «дневники Владимирова» даются в тексте докторской большими кусками, без кавычек и датировки текстов, порой лишь с небольшими изменениями. При этом оформление текста представляет его не как цитаты, а как текст самого автора диссертации. Показательно, что в качестве авторского текста Абылгазиева в его диссертационную работу также вошли предисловие издательства АПН, публиковавшего книгу Власова, и даже часть постановления Президиума Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала о роспуске Коминтерна от 15 мая 1943 года. 

Эксперты Диссернета также отмечают, что работа над докторской, вероятно, велась в большой спешке или делалась нсколькими исполнителями, так как некоторые абзацы из диссертации Л. Дугаржава были вставлены в диссертацию И. Абылгазиева дважды. 

Кроме того, анализ экспертов выявил в работе небольшие фрагменты и из иных диссертаций (так, в начале текста есть абзацы из диссертации Ю.П. Хитрухиной), но они невелики. 

Диссертациями, защищенными в РЭА, и книгой Власова круг «источников»  диссертации Абылгазиева не ограничивается. В других разделах диссертации в текст включены, например, некорректно заимствованные фрагменты из следующих изданий: «Философского словаря» (1984), книги Ф.И. Фирсова «Ленин, Коминтерн и становление коммунистических партий» (М, 1985), а также книги Д.Л. Лаппо и А.И. Мельчина «Страницы великой дружбы. Участие китайских добровольцев на фронтах гражданской войны в Советской России (1918-1922)» (1959). 

В докторской диссертации и.о. директора ИСАА МГУ есть и некорректно заимствованные фрагменты из учебников по истории России, опубликованных В.М. Устиновым, А.А. Чернобаевым и Ш.М. Мунчаевым. 

Некоторую скандальность этому факту придает то обстоятельство, что Виктор Михайлович Устинов был научный консультантом этой диссертации. Ранее он являлся зав. кафедрой истории КПСС МГИАИ, был профессором кафедры истории России РАГС (ныне – часть РАНХиГС), профессором кафедры истории РЭА. Сейчас в РЭУ он является членом диссертационного совета по отечественной истории. В свою очередь, Шамиль Магомедович Мунчаев, судя по данным сайта РЭУ, сейчас возглавляет кафедру, где защищалась диссертация (до этого он бы председателем диссертационного совета, но неизвестно, при нем ли защищался Абылгазиев). 

Кто оппонировал И.И. Абылгазиеву на защите в 2005 году? Профессор исторического факультета МГУ, доктор исторических наук Георгий Михайлович Алексеев. Как сказано про него на сайте истфака МГУ, «в 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему: "Партия – организатор массового движения изобретателей и рационализаторов в СССР 1917–1977 гг."». Вторым оппонентом был доктор исторических наук Виктор Владимирович Соколов (научный консультант докторской диссертации по истории Туркестана – всё тот же В.М. Устинов). Третьим – доктор исторических наук, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин Российского государственного университета туризма и сервиса Виталий Петрович Михеенков. У них, вероятно, качество работы сомнений не вызвало.  

Проректор Плехановской академии по связям с государственными органами и общественными организациями Сергея Марков в интервью "Накануне.ру" 15 февраля 2013 года на вопрос о липовых диссертаций ответил следующее: «Проблема с плагиатом у чиновников очень мала. …А плагиатом пользуются, условно говоря, домохозяйки. Вот поступила девушка в аспирантуру, родила ребенка, время заканчивается, она не успевает, ребенком нужно заниматься, поэтому она и позволяет себе что-то такое. А у чиновников плагиатных работ найти много не удастся, хотя еще раз повторю, многие были написаны не ими. Но это уже другая проблема – проблема серого рынка диссертаций. Вот по этой причине по пути поиска плагиата трудно идти – доказать сложно будет. … У нас тоже отставки возможны, если факты плагиата будут доказаны. …Даже министр образования или обороны Германии не мог купить диссертацию, а наши могут и спокойно это делают. Нашим незачем заниматься плагиатом. Это разные методы коррупции и разные проблемы». Интересно было бы узнать его мнение по поводу этой и нескольких аналогичных диссертаций, защищенных в его университете отнюдь не домохозяйками. 

Если сведения «Полит.ру» верны, МГУ скоро выберут нового директора ИСАА с утверждением в должности на пятилетний срок. На этот пост прочат именно Игоря Ишеналиевича Абылгазиева. У нас будет возможность увидеть, что предпочтет руководство МГУ – вуза, во многом запустившего цепочку диссертационных скандалов: опереться на нормы научной этики или же «не взрывать ландшафт диссертаций».

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях