Заякин о диссертации Гуляева: похоже не на плагиат, а на купленную работу

Издание:
Якутия.Инфо
Дата
11 января 2017
Автор:
Денис АДАМОВ
Заякин о диссертации Гуляева: похоже не на плагиат, а на купленную работу

Фото: facebook.com/Андрей Заякин, ЯСИА

YAKUTIA.INFO. Общественность требует лишить вице-премьера Якутии Михаила Гуляева научной степени кандидата педагогических наук, которую, по некоторым данным, он получил незаконно. С такой инициативой выступил известный российский ученый и общественный деятель Андрей Заякин. Во вторник, 10 января, Заякин отнес соответствующую жалобу, подписанную кругом его сторонников в Якутии, в Министерство науки и образования Российской Федерации.

Напомним, что якутского экс-министра спорта, новоиспеченного вице-премьера Якутии Михаила Гуляева уличили в списывании диссертации. Так, в его работе на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Особенности организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне: на примере Республики Саха (Якутия)» эксперты «Диссернета» обнаружили практически 100 страниц (треть от общего объема) полностью скопированного текста.

Мы встретились с Андреем в Якутске на новогодние праздники, чтобы узнать, что же кроется за этой инициативой. В ходе беседы вскрылась проблема серьезнее, чем просто «понты».

- Андрей, объясни читателям, в чем же вам удалось уличить Михаила Гуляева.

- Мы считаем, что диссертация Гуляева не является написанной им единолично авторским трудом. Надо сказать, что неавторский характер диссертации Гуляева является в данном случае довольно специфическим. Обычно наши обладатели лже-диссертаций копипастят тексты других авторов, как это было в случае с ректором СВФУ Евгенией Михайловой. В случае с Гуляевым ситуация несколько иная – он забил свою диссертацию под завязку казенными бумагами. Это очень интересный кейс, поскольку у него сразу появляется оправдание: мол, ребята, я же никого не обокрал. И в самом деле, в отличие от обычных копипастеров, когда человек использует казенные бумаги, чтобы набить свою диссертацию, нельзя сказать, что он нарушил чьи-то права. Но дело в том, что мы сейчас не в гражданском суде. Мы разбираем конкретный вопрос – написал ли Гуляев свою диссертацию сам.

- Какой ответ?

- Ответ один: не написал. Потому что более пятидесяти страниц его диссертации – это документы органов власти Республики Саха. В частности, закон «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия). Как бы это смешно ни звучало, но в диссертацию, посвященную физической культуре и спорту, тупо вставлены 10 страниц из данного закона. Причем не как приложение к работе, а как лично гуляевский текст. Дальше там использован большой экономико-статистический исследовательский материал, который являлся частью одного из постановлений правительства республики. Это большой аналитический труд, авторство на которое не принадлежит никакому физическому лицу. То есть опять же казенная бумага, государственный документ.


"У нас нет статьи, по которой человека можно уволить за позор или безнравственное поведение"

- То есть вместо того, чтобы делать нормальную диссертацию на ссылками на эти законы, он выдает тексты этих документов за свои.

- Там очень смешная четвертая глава, где он вставляет этот закон о местном самоуправлении и тупо как бы «пишет»: бывает наслег, бывает улус, бывает городской округ. Но какое это имеет отношение к физической культуре и спорту? Абсолютно никакого. Это можно было бы считать оправданным, если бы он включил этот документ в приложение. Был бы почет и уважение Михаилу Гуляеву – оказывается, у нас чиновники знают законы, чего даже на федеральном уровне не всегда встретишь. Но беда в том, что он попросту использует эти документы как набивку, чтобы диссертация была толще.

- Но может, он хотя бы принимал участие в разработке этих документов?

- Это неважно. После того, как эти законы стали казенными документами, ни у одного лица нет прав на авторство в их отношении. Другое дело, если бы он взял эти законы и как-то прокомментировал их. Например: «В статье закона о местном самоуправлении говорится о таких-то единицах местного самоуправления. На этом основании, я, Михаил Гуляев, полагаю, что, допустим, у нас в городском округе должны быть такие-то спортивные сооружения, а в наслеге такие-то». Никто бы тогда ему и слова не сказал. Но он просто взял и скопировал эти тексты — слепо, без анализа и указания на то, что это государственные документы, а не его научная работа. 

- А сколько процентов работы занимает скопированный текст из документов?

- Помимо государственных документов, там есть чужие статьи, учебники и диссертация. В общей сложности это около 110 страниц из 250 страниц содержательного текста. Все это дело прошло через ВАК – Высшую аттестационную комиссию при Министерстве образования и науки РФ. 

- То есть ВАК это дело изучал и как бы не нашел плагиат?

- Для неграмотных поясняю: ВАК никогда не проверяет диссертации на наличие плагиата. ВАК проверяет исключительно личные дела. Но иногда они могут полистать докторскую диссертацию. И второй важный пункт: каждый, кто знаком с нашими исследованиями, знает, что в исследовательских советах ВАК, которые дают рекомендацию утвердить ту или иную диссертацию, сидят люди, которые многие годы торговали учеными степенями. Вы просто тыкаете на каждого из них и видите, что человек участвовал в пяти, десяти, тридцати фальшивых защитах. Это, что называется, Power of Big Data – мощь больших данных. Мы проанализировали шесть тысяч диссертаций с плагиатом и нашли там не только плагиаторов, но и тех, кто крышевал эти защиты.

- То есть можно предположить, что в результате твоего исследования по работе Гуляева будут привлечены как сам Гуляев, так и люди, которые принимали его работу?

- Не будут. Важно понимать, что лишение степени – это не ответственность. Есть постановление Конституционного суда России от 2013 года, в соответствии с которым лишение степени никак не может трактоваться как привлечение к ответственности гражданина. Оно является «мерой контроля и надзора Министерства образования и науки РФ в отношении диссертационных советов». Это решение Конституционного суда России по делу «Федоренко против Российской Федерации». Всем советую заучить это решение Конституционного суда РФ. 

- То есть в этом больше публичного позора, нежели меры административного воздействия? То есть уволить Гуляева за это не получится. 

- К сожалению, в российском законодательстве нет статьи, по которой человека можно уволить за позор или безнравственное поведение. То, что мы сейчас делаем с диссертацией Гуляева, - это всего лишь стремление доказать его безнравственное поведение. А там уж пусть его работодатель решает, что с ним делать.

Но сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении написанный мною закон, который внес на рассмотрение Дмитрий Гудков. Этот закон предполагает учредить у нас в стране хотя бы некоторую долю ответственности по трудовому законодательству для тех, кто списал свою диссертацию. Сейчас он находится в Госдуме в очень урезанном виде. Но я надеюсь, что некоторые разумные депутаты Госдумы, несмотря на сопротивление реакционного думского большинства, сумеют его протащить.

- А какова вероятность того, что ВАК прислушается к вашим доводам и все-таки лишит Гуляева ученой степени?

- Есть четкие регламенты лишения научной степени. Ключевую роль играет, будет ли рассмотрение диссертации проходить в самом совете, который ее присудил, или в независимом совете. Здесь я умею предсказывать результат рассмотрение с точностью до 100 процентов. Если жалобу будет рассматривать тот же самый совет, который ее присудил, то ее, несомненно, отклонят. Люди имеют свойство не признавать свои ошибки. Но если ее рассмотрит независимый совет, то жалобу с вероятностью до 95 процентов признают адекватной.

Беда в том, что у нас в стране работает совершенно идиотская система, когда степень должен отзывать только тот совет, который ее присудил, если только он не разогнан. Но мы же понимаем, сколько стоило присуждение изначальной степени. Докторская степень стоит 25 тысяч долларов, кандидатская – 10 тысяч долларов.

И понятно, что практически ни один плагиатор в нашей стране — не плагиатор. У нас есть только купленные работы. А я не верю в чиновников, которые сидят в библиотеках как школяры и тайком копируют чьи-то работы, а потом приходят в диссертационный совет и говорят: я большой чиновник и хочу защититься.

- Насколько на сегодня актуальна «мода» покупать научные степени?

- От этого уже отошли в 2014 году. На сегодня, как правило, чиновники, никогда до этого не работавшие в науке, пытаются скрыть ученую степень. То есть все, во многом благодаря проекту «Диссернет», прекрасно поняли, что эти степени продавались и покупались. В основном шла открытая купля и продажа.

- И все-таки покупали из-за престижа или по какой-то другой причине?

- Интересный вопрос. Я достаточно долго считал, что диссертация – это для безграмотных дурачков, этакое золотое кольцо в ноздри, такой фетиш крутого вождя. Но есть следующий момент: посмотрите законодательство по замещению разных государственных должностей. Есть очень интересный документ, называется «Приказ №1 Минтруда РФ». Когда я прочитал его в части ректоров университетов, у меня на многое открылись глаза. Я увидел одну из причин, почему руководство около 35 процентов вузов страны – это жулики, которые купили свои диссертации.

Просто в какой-то момент некому имбецилу в федеральном правительстве пришла в голову мысль: а давайте мы будем замещать государственные должности профессионалами. А кто такие профессионалы в государственном управлении? Наверное, те, у кого есть образование по экономике, юриспруденции и госуправлению.

А теперь возьмите обычного 40-летнего сотрудника, который всю жизнь работал в производстве, инженерной или управленческой сфере. Допустим, он закончил какое-то заведение. Если это не юридический или экономический институт, то дальше он не может идти по госслужбе или, к примеру, возглавить федеральный университет. И человек сразу бросается клепать себе недостающие квалификации. Как он это делает? Естественно, он идет в контору, где это продается и покупается.

- А в случае с Гуляевым не изучали ситуацию?

- Нужно тщательно разбираться с тем, не проходили ли люди, о которых мы говорим, через такое сито госслужбы. Надо посмотреть по состоянию на 2012 год, когда он защищался, что у нас происходило с законодательством о госслужбе. Очень может быть, что действительно из-за тех дебильных ограничений он и стал делать диссертацию.

- То есть если у человека нет юридического или экономического образования, а он хочет получить ту или иную должность – иди и учись в университете.

- С этим приказом Минтруда нужно разбираться. Я его изучал по части ректоров и знаю, что должность ректора в этой связи не могут занимать нормальные ученые, зато могут занимать те, кто купили себе степень по экономике, юриспруденции или госуправлению.


"Практически ни один плагиатор в нашей стране — не плагиатор. У нас есть только купленные работы"

- Но, с другой стороны, Гуляев мог бы и сам написать диссертацию.

- С другой стороны, он мог бы просто пойти поучиться. Потому что я знаю профессора, который до 40 лет был математиком, а потом пошел очно на юриста. После этого он не просто получил образование юриста, но стал профессором, доктором наук. Я бы сказал так: если вы, товарищи из власти, которые ввели эти дурацкие ограничения, затормаживающие развитие страны и не дающие нормальным людям из бизнеса или науки приносить пользу государству, то вы же их и расхлебывайте. Вы же и получайте оплеухи от гражданского общества в связи списанными диссертациями и фальшивыми дипломами.

- То есть либо меняйте законодательство, либо не ленитесь учиться честно.

- Но все-таки я сторонник того, что наше законодательство нуждается в обширном и глубоком дерегулировании. И о компетенциях подчиненного должен судить его начальник. А о компетенциях лица, занимающего госдолжность или выборную должность, должен судить его избиратель. Поэтому если человек с тремя классами образования оказывается талантливым управленцем, пусть работает управленцем. Не нужны эти формальные квалификации там, где человек по сути подходит. Я считаю, что у нас законодательство избыточно отрегулировано в этой области.

У нас требуется корочка, и это приводит к необычайному росту псевдообразовательных услуг. Но если мы перестанем требовать от людей корочки, от этого качество управления не ухудшится. Человека должны судить за профессионализм, честность и адекватность.

И тогда мы увидим, что в вуз будут идти не 146 процентов выпускников, как сейчас, а те, кому это реально нужно. Это будет совершенно другое качество образования. И у нас вместо страны псевдообразованных людей будет страна, где немного, но действительно высокообразованных людей. Все остальные будут просто трудиться честно на своем месте, приобретая квалификации во время труда. Я вообще с большим скепсисом отношусь к так называемому образованию в сфере так называемого госуправления и вообще к любому российскому образованию в области экономики и права.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях