Мединский — герой России

Издание:
Московский Комсомолец
Дата
20 октября 2017
Автор:
Дмитрий Гудков

Научная судьба министра Мединского разрешилась. Он решением президиума ВАК — ученый, доктор наук, а мы — клеветники России. Однако именно «доктор» нанес стране огромный вред — и именно об этом и нужно сказать.

Мединский — герой России
фото: Алексей Меринов

Дело, конечно, не в самой диссертации, посвященной «клевете» иностранцев на «российскую историю второй половины XV—XVII веков» (отдельно восхитимся кривизне названия). За всеми перипетиями вокруг этой «научной» работы я следил, так как сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин, приложивший немало сил для ее разоблачения, еще в Госдуме был моим помощником.

Но я не историк, хотя посмеяться рассказу о Библии, переведенной «на русский язык», могу. Однако, повторюсь, речь не о конкретных ляпах, допущенных «доктором наук». Дело здесь совсем в другом.

Что произошло, как только его поймали на горячем — на антинаучности, на подтасовках при защите, на выдуманных публикациях? Министр мог бы честно сказать: виноват, историк я липовый, сдаю «корочки». Мог бы (ну бывают же чудеса) сложить с себя должность министра и податься в управдомы. Мог бы, на худой конец, просто промолчать, дождаться лишения себя степени и регалий и благополучно продолжить «руководить» культурой. Вместо этого он предпочел выступить этаким библейским Самсоном: «Погибни, душа моя, с филистимлянами».

Для начала министр надавил на нужные рычаги и максимально затянул рассмотрение своего дела. Потом — волшебным образом был распущен диссертационный совет МГУ, куда была направлена для рассмотрения диссертация Мединского. Затем — диссовет БелГУ принял смехотворное решение в защиту министра. В конце концов дело дошло до академических эмпиреев экспертного совета ВАК — против него аргументов не нашлось и пришлось действовать другими способами.

Из Ленинки (РГБ) вдруг загадочно пропал автореферат диссертации. (После скандала — так же неожиданно нашелся.) Члены президиума ВАК не смогли ознакомиться с диссертационным делом Мединского: его в буквальном смысле спрятало Министерство образования. Срочно мобилизованные специалисты по истории КПСС подтвердили, что Мединский — замечательный ученый. Все это произошло в силу того, что, как выяснилось, никакой защиты диссертации, судя по всему, не было вовсе, а оппоненты, указанные в автореферате, не видели «научную работу» в глаза. Минкульт и Военно-историческое общество (везде начальник — Мединский) срочно представили «правильный» автореферат с другими оппонентами, обвинив в подлоге и ошибках и ВАК, и РГСУ, и РГБ.

Зачем я пересказал всю эту историю? Чтобы вы увидели, сколько людей и организаций оказались дискредитированы ради престижа одного-единственного человека. Его попытка защитить себя привела к позору российской науки, чуть не разрушила ее систему и в целом подорвала доверие к тому, что называется высшей школой.

Уверен, что эта история еще не окончена. Вузы, библиотеки, ВАК, министерства — все они оказались замазаны, им нанесен огромный репутационный урон. И как теперь можно будет возражать плагиаторам и фальсификаторам? Ведь если этому можно, то чем прочие хуже?

В связи с этим я напомню вам еще одну историю, на первый взгляд не имеющую никакого отношения к Мединскому.

Убийство адвоката Сергея Магнитского в СИЗО, 2009 год. Убийство, совершенное бандой жуликов, на защиту которой встало все российское государство. Что, казалось бы, было проще — посадить в тюрьму очевидных преступников. Однако именно их защита стала первым поводом для разрушения отношений с развитым миром и начала движения в тот тупик, где находится сейчас Россия. Список Магнитского — в ответ закон подлецов. Сломанная им через колено Дума, а дальше — все позволено, и все вредительские законы принимались уже легко и без возражений. Санкции, антисанкции, иностранные агенты, генпрокурор и его дети, которых, оказывается, заказал Браудер, — вспомните, как развивался этот невероятный коррупционный скандал, как в его воронку втягивались все новые и новые политики, чиновники, сколько судеб с тех пор успели сломать фигуранты списка Магнитского (а ведь среди них есть и судья, только на днях приговоривший участника митинга 26 марта к 2 годам колонии).

Начало всему этому безумию — в защите нескольких казнокрадов, которые не имели ничего общего с государством.

Случай Мединского повторил эту историю, хотя и в другой области: если убийство Магнитского стало отправной точкой для превращения авторитарного режима в диктаторский, то глупая «диссертация» имеет все шансы похоронить российские науку и образование. Ведь они — это прежде всего система. Система поиска знаний, держащаяся на доверии и авторитете. Но если авторитет покупается и продается по окрику из министерства, а доверие становится обычным товаром — то о каких знаниях может идти речь? Истины нет, и плоская Земля существует на равных с Землей, стоящей на черепахе, держащейся на честном слове завравшегося министра и прибитой гвоздями к спинам родившихся в России слонов.

Всего лишь один человек, зубами ухватившийся за свою ложь, ставший всемирным посмешищем, смог нанести российской науке вред, сравнимый с влиянием какого-нибудь «народного академика» Лысенко.

К сожалению, эта ситуация типична для всей России. Одна из важнейших черт действующей власти — стремление уничтожить институт репутации. У нее самой ведь репутации нет в принципе. Начни вспоминать, и на репутации каждого второго чиновника — жирное черное пятно. Этот списал диссертацию, тот заказал избиение и убийство, третий — просто вор… Можно продолжать, составить Уголовный кодекс в картинках, статей хватает на всех.

Удивительно ли, что эти люди поставили себе целью опустить все общество до своего уровня? Если Кадыров — герой России, чего стоят настоящие герои? Если Мединский — доктор наук, что нам настоящие ученые? Если 90% депутатов избраны в результате различных подтасовок, то чего стоят оставшиеся 10? Именно в этом нас и убеждают, именно поэтому встают на защиту Мединского.

Его диссертация страшна — она стала символом времени.

Последние публикации

Михаил Гельфанд
Открытая лекция. Ответы на вопросы слушателей
Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах