Один из основателей сообщества "Диссернет": "За репутацию надо бороться — она выстраивается не один день, а потерять ее можно быстро"

Издание:
КФУ
Дата
5 декабря 2019
Автор:
Галина Хасанова

Знаменитое «вольное сообщество», взявшее на себя функции по беспристрастному «аудиту» качества статей и российских научных журналов, появилось в России 6 лет назад. В базе «Диссернета» на сегодня больше 10 тысяч тех, кто получил степень обманным путем. О том, как удалось журналу Казанского университета «Образование и саморазвитие» выйти из черного списка «Диссернета» и попасть в базу данных Scopus, рассказала главный редактор журнала «Образование и саморазвитие» завкафедрой педагогики Роза Валеева.

–  Наш журнал попал в самый первый черный список «Диссернета»: наряду ещё с другими 120 российскими журналами, он был включен  в список научных изданий России, в которых нарушаются некоторые принципы публикационной этики. Перед нами встал вопрос, стоит ли обращать внимание на их замечания.

И тогда наш приглашенный редактор, профессор Николас Рашби, который в течение 22 лет возглавлял British Journal of Educationnal Technology (BJET), заявил о важности соблюдения научной публикационной этики при предоставлении статей для профильных изданий. Он решил, что замечания «Диссернета»  справедливы и нужно со статьями,  в которых обнаружено заимствование, чаще всего это были статьи с самоплагиатом, провести процедуры ретракции.

Рашби отметил, что российские ученые не считают повторное заимствование своих собственных текстов, опубликованных ранее,  чем-то зазорным и используют тексты своих предыдущих статей в новых статьях.

 – По международным научным стандартам это недопустимо без использования пунктуационных знаков цитирования с предоставлением ссылки на источник или объяснения, почему в новом материале используется ранее опубликованный материал, - пояснила Роза Валеева.

 

Редколлегией журнала была проведена большая работа: она провела все статьи через систему «Антиплагиат», выполнила все требования по отзыву, корректировке, редактированию статей, уведомила АНРИ и РИНЦ о изъятых из публикации. И, наконец,  редколлегия получила официальное письмо из Диссернета о том, что журнал исключен из «черного» списка.

Один из основателей сообщества Диссернет Андрей Ростовцев так отозвался о работе, проделанной редколлегией журнала:

 –  В Казанском университете есть журнал «Образование и саморазвитие». Раньше в нем публиковался сплошной плагиат. Но они решили сделать из этого журнала приличный и пригласили главного редактора из Англии. Мы ему дали задание: «Хотите исправиться? Вы должны отозвать больше ста статей с плагиатом за последние годы, невзирая на должности авторов: будь то проректор, прокурор или министр». И они проделали эту титаническую работу, потому что понимали, что за репутацию надо бороться  - она выстраивается не один день, а потерять ее можно быстро…»

Представители «Диссернета» отметили, что журнал ИПО КФУ является одним из двух российских научных изданий среди более чем 120 журналов, которые проявили такую настойчивость, смелость и решительность в отстаивании своего профессионализма и не побоялись провести столь серьезную работу над своими ошибками.

 

Следующим шагом по приведению журнала в соответствие с международными стандартами научных изданий стала работа по улучшению качества принимаемых статей, корректировки направления работы редакционной коллегии. Были изменены политика  журнала, его идеология,  формат интернет-сайта, требования к статьям, требования к  их рецензированию и т.д.

–  Мы приняли решение о публикации  всего 8-10 статей в номере и переходе на двуязычный формат журнала: половина статей  – на английском языке, из оставшейся половины   четверть – статьи ученых российских вузов и четверть  (две статьи) – статьи ученых Казанского университета, - продолжила Роза Алексеевна. -  Сделать журнал понятным для зарубежного читателя было не очень просто, но нам это удалось - на сегодняшний день редакционный портфель на 2020 год уже полон.

Самая большая проблема для российских авторов, по мнению главного редактора журнала, заключалась в том, что они не могли  построить  статьи в соответствии с требованиями Scopus.

 - К сожалению, российские статьи были похожи на небольшой реферат без четко прописанных целей и полученных результатов. А ведь статьи в Скопусе строятся по определенной логике: аннотация, которая дает исчерпывающую информацию,  введение, анализ существующей литературы по данной  проблематике, цели, выводы. Мы этого добивались и добиваемся – возвращаем  авторам, чтоб они приводили статьи в соответствие с мировыми требованиями.

В результате титанической работы, в 2018 году журнал  «Образование и саморазвитие» стал вторым российским журналом в области образования и первым гуманитарным журналом Казанского университета, вошедшим в базу данных Scopus.

Напомним, что Scopus — крупнейшая по охвату база данных аннотаций и информации о цитируемости рецензируемой научной литературы. В ней содержится около 23700 изданий от 5000 издателей, которые покрывают темы в области естественных, общественных и гуманитарных наук, техники, медицины и искусства. Scopus ежегодно формирует новый список изданий с целью поддержания высокого уровня в соответствии с принятыми стандартами. Многие университеты и исследовательские организации ориентируется на данные из Scopus для оценки научно-исследовательской работы. Также эта база используется для составления университетских рейтингов, таких как THE и QS World University Rankings.

 - Вхождение в мировые базы данных дает научному журналу достаточно много, в первую очередь, привлекает авторов с мировыми именами: с ростом популярности журнала возрастает и конкуренция среди авторов, желающих опубликовать свои научные статьи в журнале «Образование и саморазвитие» . Это дает возможность поднять планку на этапе отбора материалов, привлекать более крупных специалистов, опытных и авторитетных исследователей.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях