Хоть святых выноси

Издание:
Новая газета
Дата
11 июля 2014
Автор:
Андрей Заякин
Окончание. Предыдущие серии — здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

В предыдущей серии мы рассказали об экспертных советах Высшей аттестационной комиссии (ЭС ВАК), которые рассматривают жалобы «Диссернета» на фальшивых кандидатов и докторов наук. При этом члены ЭС ВАК часто сами выступают научными руководителями плагиаторов или оппонентами на их защитах. Однако свои собственные работы эксперты фальсифицируют редко. Но бывают и исключения из правил. Некоторые эксперты, например, указывают в списке обязательных научных публикаций несуществующие статьи. У наших клиентов это очень распространенное нарушение.

Но стоит рассказать не только об экс­перт­ных советах. Замечательны и сами члены Высшей аттестационной комиссии и ее президиума. Например, член президиума ВАК, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов. Он оппонировал на защите некой М.С. Деревянко, работа которой имеет много общего с диссертацией М.В. Гончаровой. Также он оппонировал Н.М. Бубенчиковой, которая, как мы можем предположить, вдохнула новую жизнь в работу А.А. Кавинова.

Прекрасен также член ВАК, директор Института экономики Уральского отделения РАН, академик и профессор Александр Татаркин. Нет, он не вырастил большого куста плагиаторов. Но будучи научным консультантом соискателя Л.А. Коршунова, он, по крайней мере, не воспрепятствовал превращению его кандидатской работы в докторскую — с помощью добавления к ней инородных фрагментов. Он же в качестве руководителя благословил появление скромного по меркам наших клиентов труда А.Р. Злоченко, в котором всего каких-то 30 страниц имеют необъяснимое для нас, вероятно, «чужое» происхождение.

Член президиума ВАК Владимир Стародубов в качестве руководителя аспирантки Н.Г. Кураковой не помешал, как мы можем предположить, заимствованию доклада Счетной палаты, который Кураковой не принадлежит.

Член ВАК, ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Игорь Максимцев отмечен нами не только как научрук небольшого диссерорезного куста, в котором значатся А.В. Конюхов, использовавший во многом, судя по всему, диссертацию соискателя О.Н. Пережогиной, и Н.И. Щербаков, нашедший достойное применение диссертации некоего Д.В. Каткова. Ректор Максимцев замечателен для нас в первую очередь восемнадцатью многоцветными работами, защищенными в его вотчине. Среди них — диссертации и известных фигур (губернатор области, ректор академии).

Членом ВАК является и Владимир Александрович Мау, ректор РАНХиГС. К нему нет претензий в качестве научного руководителя или оппонента. Однако РАНХиГС образовался несколько лет назад в результате объединения руководимой В.А. Мау Академии народного хозяйства (АНХ) и Российской академии государственной службы (РАГС). Последняя же считается местом защиты не менее чем 67 «покрашенных» диссертаций, лежащих у нас на сервере. При этом никакого систематического расследования деятельности диссоветов при РАГС в РАНХиГС произведено не было, а некоторые их члены продолжают работать уже на новом месте. Помимо этого, сомнительные диссертации защищались и в АНХ (минимум восемь, среди них — докторская бывшего министра топлива и энергетики РФ, на момент защиты — председателя Союза нефтегазопромышленников России Ю.К. Шафраника), и уже после объединения в РАНХиГС (минимум десять).

Но самое дикое в этой истории — наличие клиентов «Диссернета» среди самих членов ВАК. Пока что их трое. Во-первых, депутат Госдумы Григорий Артемович Балыхин, в чьей диссертации 2004 года обнаружилось 83 страницы, тождественные, как мы можем судить, текстам более ранней работы сотрудника НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александра Васильевича Федотова и ряда других трудов. Заметим, что у диссертаций Федотова и Балыхина — один и тот же оппонент, Е.Н. Жильцов. В диссертации Балыхина нас особенно умилил скопированный из книги «Экономика знаний» (2003 год) пассаж об оценке опционов по модели Блэка–Шоулза (Black–Scholes), которых Балыхин запросто называет Блеком–Сколесом (зачем-то внося неверную конъектуру в исходно правильный текст книги В.В. Глухова, С.Б. Коробко и Т.В. Марининой). Почему уважаемый депутат решил, что ВАК интересно читать многостраничные выдержки из учебников, изданные под иной обложкой, — нам неизвестно.

Еще один член ВАК — это депутат Госдумы Николай Иванович Булаев, любимец «Диссернета» и один из первых наших клиентов. Со времени первой публикации по нему мы существенно продвинулись в изучении научного наследия господина Булаева. На сегодняшний день нам известно о 119 страницах в его диссертации 2007 года, на которых, на наш взгляд, водятся жирные «тараканы». Очень советуем нашим читателям не полениться и зайти на сайт «Диссернета», чтобы оценить достоинства диссертации Булаева. В ней вы найдете тончайшую нарезку работ от 1890 (!) до 2006 года. Все эти работы объединяет одно: ни один из их авторов, как мы можем оценить, — не Булаев. Несмотря на тонкость нарезки, в этом винегрете встречаются и цельные инородные куски. Например, это страницы 94–100, удивительно схожие, на наш взгляд, со страницами 325—336 учебника «Конституционное право государств Европы» (2005 год).

И напоследок — эксклюзив, который еще никогда нами не публиковался. Член ВАК Петр Павлович Серков, первый заместитель председателя Верховного суда России, профессор, доктор наук — почтенный и уважаемый юрист, и мы с этим не спорим. Однако 20 страниц его кандидатской диссертации на тему «Смягчающие и отягчающие обстоятельства как средства обеспечения индивидуализации наказания», защищенной в 2003 году, как мы можем предположить, во многом совпадают с работой соискателя Бориса Николаевича Титова («Уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), защищенной двумя годами ранее.

И есть ли после этого у неприметной деятельности «Диссернета» по обжалованию фальшивых степеней шанс оказаться успешной? Станут ли удовлетворять наши жалобы персонажи из этих экспертных советов ВАК, самой комиссии и ее президиума, замеченные в выращивании плагиаторских кустов, участии в диссерорезном ремесле, предъявлении несуществующих статей, а иногда и в разведении «тараканов» в собственных работах? В некоторых экспертных советах ВАК диссероделы фактически имеют «контрольный пакет» (примерно 65% в совете по отраслевой и региональной экономике, примерно 50% в совете по экономической теории, 60% в совете по праву). Из инструмента контроля над качеством квалификационных работ ВАК превратился в мощную броню, защищающую от гнева общественности тех, кто эти работы заказывает, организует, выполняет, проводит через диссертационные и экспертные советы. Пока перечисленные экспертные советы, аффилированные с диссеродельными фабриками, продолжают действовать в своем прежнем составе и пока в состав ВАК входят явные любители чужих текстов, уничтожение этого поганого промысла будет оставаться невозможным.

Последние публикации

Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах
Михаил Гельфанд
О манипуляции с данными в медицинских диссертациях